Тем интереснее то, что об этих фактах массово вспомнили именно сейчас. То ли просто передирают друг у друга, то ли кто-то пытается формировать общественное мнение... например, под активное размещение наших сил в Арктике.
Так или иначе, у нас на форуме я ничего на эту тему не нашёл, поэтому считаю полезным разместить. Далее - информация из разных источников (основные ссылки указаны ваше).
Россия закрыла для норвежских исследовательских судов Баренцево море. Мировая общественность возмущена и озабочена! Всё случилось так неожиданно! Это неминуемо нанесет ущерб экосистеме Белого моря! Россия снова показала свою агрессивную сущность!
Да, не пустила Россия исследовательские суда Норвегии в наше Баренцево море. Много лет пускала, а теперь решила не пускать. И тому были причины, о которых уважаемые норвежские «исследователи» случайно забыли.
А как в начале 2016 года по требованию министра обороны Норвегии были выдворены от Норвежских берегов российские научные суда они не знали? А между тем российские суда прибыли к Норвегии не просто так, а в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями. И российская сторона истратила на подготовку этой экспедиции целых 250 000 американских рублей, которые никто не собирается компенсировать.
И что же тогда заявила госпожа Ине Эриксена Сёрейде (министр обороны)? Я не буду приводить всю речь этот мадам полностью. Только одна короткая, но очень показательная выдержка:
Нет обратной дороги к нормальности или частичного возвращения к нормальной работе с Россией.
В целом суть заявления – Россия теперь враг Норвегии. И это не временное явление. Это навсегда.
И после этого они снаряжают исследовательскую экспедицию, включают в состав этой экспедиции судно радио-электронной разведки «Марьята», и пытаются загнать весь этот гадюшник к нашим берегам с песнями про добрую волю России. А когда им показывают на дверь, открывают рты на ширину ружейного приклада и организуют стенания безвинно обиженной маленькой миролюбивой и заботливой Норвегии.
Злой Путин снова обидел страну члена НАТО. Отомстил за то, что Норвегия ввела санкции против России. Такой вот мелкий и гадкий. Впрочем, как и все русские.
Особенно трогает забота о сохранении экосистемы Баренцева моря. Мы ведь много лет сотрудничали для взаимной выгоды сторон. Норвегия всегда соблюдала международные договора и всегда была для России добрым соседом.
Стоит ли удивляться такой короткой памяти, если «добрые соседи» как-то запамятовали, как выпроваживали в начале этого года российские суда? Что же тогда говорить о необъявленной Тюленьей войне, которая случилась чуть меньше ста лет назад.
Я вот считаю, что историю нужно знать и забывать ничего нельзя.
Норвегия…. Так и представляется маленькая аккуратная страна, населенная трудолюбивым и благожелательным народом… Толерантная и открытая, в чем то, даже, беззащитная….
Этакий приполярный рай, тем более, омываемый тёплым Гольфстримом…

Возможно, так все и есть, но вот почему – то, до настоящего времени между этой сказочной страной и Россией не утихают споры вокруг прав на Арктический шельф и не всегда, огромная, вооружённая до зубов Россия, может справиться с маленькой Норвегией…

Но, по крайней мере, сейчас, эти войны идут на дипломатическом уровне, а ведь почти сто лет назад, Россия вполне могла лишиться своего Севера и выхода в Атлантический океан….
В апреле 1920 года сотни норвежских промысловых судов вторглись во внутренние воды РСФСР - от Мурманска до Архангельска и начали беспрецедентный, хищнический бой тюленей. По сути, на этой территории тогда не было никакой власти.
Были истреблены десятки тысяч этих животных. Уничтожались даже беременные самки и только что родившиеся детёныши.
Северного Флота тогда еще не существовало, да и пограничных катеров в те годы в этом районе не было - ещё шла Гражданская война, а ноту протеста РСФСР Норвегия просто "не заметила".
Поэтому, весной 1921 года в РСФСР было издано распоряжение о конфискации судов-нарушителей, их снастей и улова и об уголовном преследовании лиц-нарушителей. И когда, с началом промыслового сезона, в Белое море вновь вторглась армада норвежских промысловых судов, катера погранохраны задержали несколько браконьерских шхун.
В ответ МИД Норвегии направил хамскую ноту с требованием вообще ликвидировать понятие "советские территориальные воды" для северных широт, сместить госграницы России к кромке побережья в Баренцевом и Белом морях и объявить всё Белое море и районы за полуостровом Канин нос "открытым морем".
Да в принципе, весной 1921 года никто не мог даже предположить, что советская власть на территорию развалившейся Российской империи пришла всерьез и надолго.
Свои куски пытались отхватить поляки и финны, эстонцы и литовцы. Страна была на краю гибели…
В 1922 г. произошло очередное массовое вторжение норвежских браконьеров. В этот раз В этот раз советские пограничники задержали уже несколько десятков зверобойных шхун.
Поэтому в следующем 1923 году норвежскую промысловую флотилию сопровождал норвежский броненосец "Хеймдал", который открыл артиллерийский огонь по нашим пограничным катерам, пытавшимся помешать истреблению тюленей.

Браконьерская акция 23-го года оказалась наиболее варварской. Норвежцами было забито свыше 900 тысяч голов тюленей, что подорвало их естественное воспроизводство, и беломорский тюлень стал исчезать.
На ноту протеста РСФСР, в которой было отмечено, что вход военного судна в территориальные воды без объявления войны является беспрецедентным случаем, норвежский МИД нахально ответил, что Норвегия "вела и будет вести лов там, где ей нужно".
Только в 1924 г. был подписан договор о норвежской концессии в СССР на ведение зверобойного промысла по государственным квотам СССР. Советская администрация была вынуждена допустила в Белое море 90 норвежских судов, которые вели лов строго согласно выделенным им квотам. Несколько лет всё было спокойно. Правда и добывать норвежцам было особо нечего, после того дикого истребления, которое они устроили в предыдущие годы.
Наверное все помнят фильм «Начальник Чукотки» о том, как американские промышленники грабили русский Север. Но Чукотка, это же так далеко. А тут, «мирная европейская страна» вела браконьерский промысел во внутреннем российском море, в европейской части страны. А ведь тогда никто даже не помышлял о нефти и газе…
Весной 1928 г. все началось по новой - сотни норвежских судов вторглись в советские территориальные воды, вплоть до Новой Земли.
Несколько судов пограничной охраны попытались выдворить браконьеров обратно. Норвегия тут же пригрозила, что следующей весной её флотилия войдёт на промысел в советские воды "в сопровождении двух английских боевых кораблей". Вообще, норвежцы очень часто ссылались на них, правда, в 1940 году это не помешало Гитлеру оккупировать их страну.
Вообще, Норвегия в двадцатые годы вела очень активную наступательную внешнюю политику. В их планах были оккупация Исландии и Гренландии и создание «велико Норвегии». Какая – то очень характерная особенность всех малых, недавно обретших независимость стран – пытаться стать великими…
Между прочим, существует легенда, что Сталин, дал распоряжение отправить ответную телеграмму из одного слова: "Ждем!"
Этого вполне хватило, чтобы норвежцы забыли об англичанах, но решили захватить объявленную советской Землю Франца-Иосифа, поскольку там не было ещё ничьей полярной станции. Они опоздали на полторы недели. 29 июля 1929 года советскими полярниками над Землёй Франца-Иосифа был поднят флаг СССР.
Однако Норвегия продолжила пиратство, и в 1930 -1932 г.г. её промысловые суда целыми флотилиями вторгались в наши территориальные воды, где вели варварскую охоту на тюленей, моржей, белых медведей и грабили русских поморов. В 1932 году новейший фрегат "Фритьоф Нансен", построенный специально для "защиты интересов норвежского рыболовства в Арктике", прикрывал браконьерские шхуны в Белом море, ведя огонь по нашим пограничникам.
Однако 1933 г. был последним годом норвежского беспредела в северных широтах. Индустриализация набирала обороты и появилась возможность создать Северный Флот.
В строй был введён Беломоро – Балтийский канал…

И первыми в Белое море по нему прошли военные корабли, из которых была сформирована Северная морская флотилия, преобразованная 11 мая 1937 года в Северный Флот.
В первую экспедицию особого назначения были включены эскадренные миноносцы "Урицкий", "Куйбышев", сторожевые корабли "Ураган", "Смерч" и подводные лодки "Декабрист" и "Народоволец".

эскадренный миноносец «Валериан Куйбышев»
К 14 мая 1933 года все приготовления к походу были закончены и первый отряд кораблей начал свой большой и трудный путь из Кронштадта через Ленинград и далее по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Свирь, Онежскому озеру и, наконец, по вновь построенному каналу, соединяющему Онежское озеро с Белым морем. Переход этого отряда продолжался более двух месяцев.
В соответствии с постановлением правительства к 18 августа 1933 года был подготовлен к переводу на Север второй отряд кораблей, в составе эскадренного миноносца "Карл Либкнехт", подводной лодки "Красногвардеец" и сторожевого корабля "Гроза".
При организации второй экспедиции особого назначения предлагалось учесть опыт первой и принять меры к сокращению продолжительности всего перехода.
Второй отряд кораблей совершил переход уже по открытому для эксплуатации каналу и 21 сентября 1933 г., закончив весь переход в 28 суток, пришел в Мурманск. Теперь Северная военная флотилия состояла из отдельного дивизиона эскадренных миноносцев и дивизиона подводных лодок. Все корабли сначала базировались на Мурманск, а в октябре 1934 г. надводные корабли могли уже перейти в новую базу Полярное, куда через год перешли и подводные лодки.
Еще о прихода на Север первого отряда кораблей в мае 1933 г. начала создаваться Береговая оборона Севера.
При входе в Кольский залив были установлены две 152-мм батареи из семи орудий на временных деревянных основаниях.
Обе и батареи, сведенные в отдельный артиллерийский дивизион, по своей готовности приступили к выполнению задач, предусмотренных планом боевой подготовки на 1933 г.
Осенью 1933 г. Береговая оборона Севера была реорганизована в Мурманский укрепленный сектор Береговой обороны Северной военной флотилии.
С появлением на Баренцовом море в 1933 году первой группы боевых кораблей, вторжения норвежцев в советские территориальные воды прекратились.
Правда, случаи браконьерства мелких групп и отдельных судов продолжались вплоть до 1936 года, когда была ликвидирована последняя норвежская концессия.

эскадренный миноносец «Гремящий»
К сожалению, только ряд, весьма сомнительных источников, упоминает об уничтожении советской корабельной группировкой трёх броненосцев береговой обороны в Белом море в 1933 году и жестоком уничтожении поморами экипажей промысловых шхун, искавших спасения на берегу. Политика, вещь тонкая…
Несомненно, одно, норвежские браконьеры ушли из Белого моря только тогда, когда почувствовали силу.
Но борьба за арктический шельф продолжается. «Тюленью войну» сменила «война газовая». И я надеюсь, что у нашей страны хватит силы и политической воли, чтобы не уступить ни пяди и не посрамить тех, кто почти сто лет назад победил в «тюленьей войне».