Ну, чтобы интереснее было - вот, что называется, КДПВ (картинка для привлечения внимания) - это вчера:
Сегодня вот решил отдохнуть дома, написать про рыбалку. А перед тем - сначала почитать, что пишут про воблу, про весеннюю астраханскую рыбалку в Интернете, в той же Википедии... Почитал. Ужаснулся. Сколько бреда! Сколько дикой чуши!
Такое ощущение, что как написал Леонид Павлович Сабанеев (1844 - 1898) свой знаменитый труд "Жизнь и ловля пресноводных рыб" - так все только его и цитируют. А сами и не рыбачили никогда.
Тут поймите правильно: я не говорю, что Сабанеев не прав! Он, безусловно, крутейший гуру рыболовства. И книжка его - исторический памятник, читается как поэма... Да его перечень рыб для слуха рыбака - как список кораблей в "Илиаде" Гомера!
Но, други мои, времена-то меняются. Меняются многие реалии - да вон, хотя бы, плотин сколько построили, реки зарегулировали. Иных видов уже и не встретишь (я вот миногу не видел ни разу - хотя вроде бы, ещё водится она у нас!) Ну и наука ихтиология на месте не стояла - про жизнь многих видов сейчас известно больше, чем 120 лет назад.
Итак, давайте начнем с объективных фактов, тут с Педивикией не поспоришь:
Вобла каспийская, Rutilus caspicus, семейство Карповые, род Плотва. От обычной речной плотвы отличается тем, что живет в Каспийском море, а в реки заходит только на нерест, раз в году, в апреле. Ещё отличается чуть большими размерам и - это уже моё личное мнение - отличается вкусом. Вобла вкуснее плотвы и тарани (последняя - это тоже подвид но Азово-черноморский, Rutilus heckelii).
Зиму вобла проводит в море; осенью огромные косяки подходят к берегам и зимуют в ямах перед самыми устьями Волги... Ранней весной или даже в конце зимы, когда другая рыба еще лежит на ямах, вобла начинает идти в реку. На выход воблы из моря в реку имеет влияние состояния погоды; при ветре с моря (моряне) выход воблы начинается раньше; холодная погода задерживает ход.
Отдельными особями вобла показывается в реке ещё подо льдом, в половине февраля она попадается уже косяками; в марте месяце ход ещё усиливается, но окончательно он открывается только в апреле, когда река давно уже вскрылась. Косяки воблы тянутся по всем рукавам Волги, но не подымаются особенно высоко вверх по реке: выше Волгограда она почти не попадается.
Ну, тут всё правда. Только надо сделать поправку - воблы сейчас меньше, чем было в 70-х годах, и уж наверняка в десятки раз меньше, чем во времена Сабанеева. Тогда - другое дело:
В старину, когда на рыбных промыслах эксплуатировались главным образом ценные породы рыб, вобла, наполнявшая собой все невода, просто выкидывалась назад в реку или даже прямо на берег, и гибла в бесчисленном количестве. К концу XIX века с развитием рыбопромышленности вобла стала предметом лова даже у крупных промышленников. Поскольку вобла идёт в Волгу обычно раньше сельди, для лова которой заблаговременно нанимались рабочие, то, пока сельдь не появилась в реке, рабочие ловили и заготавливали воблу. На некоторых промыслах за этот короткий промежуток времени успевали заготовить до трёх и более миллионов; однако главную массу воблы заготовляли мелкие промышленники, партиями от 100 до 300 и более тысяч.
Сейчас же, ни о каких косяках в феврале и марте говорить не приходится: да, вобла встречается. Но лишь единичные экземпляры. И только в середине апреля начинается ход.
Эта знаменитая фотка гуляет по интернету не первый год. Думаю, что снято это уже в первых числах мая, в полоях - то есть когда Волга разливается паводком, затапливая заливные луга. Тогда рыба устремляется на нерест.
Большая часть воблы остаётся в устьях, где она, отыскивая себе места для метания икры, набивается во все протоки, ерики и затоны, иногда в невероятном количестве. Вобла идёт вверх по реке довольно быстро, держась преимущественно на глубине, в полую воду или при сильном течении тянется вдоль берега. Для метания икры вобла заходит в ильмени, в камыш, выбирается также на травянистые места, залитые полой водою. Множество воблы во время весеннего хода погибает, вода быстро уходит из разливов, образовавшихся при морском ветре, а забравшаяся в них вобла и другая рыба остается на сухом...
Тут тоже правда. И факт, что много рыбы гибнет, когда случаются так называемые заморы. Тут объяснить просто: есть у наших пром.рыбаков понятие "рыбохозяйственная полка". Под этим странным термином имеется в виду уровень воды, который должен продержаться определенное время в мае, чтобы рыба успела отметать икру и благополучно уйти с затопленных половодьем лугов, чтобы вернуться в море. Иначе случается, как в прошлом году, замор рыбы - она просто остается в закрытом пространстве и погибает от перегрева и недостатка кислорода... На радость воронам, чайкам, и на горе нам, рыбакам.
В прошлом году это нам так подгадили энергетики, "зажали" в мае воду... но проблема, конечно глубже: в СССР был единый народно-хозяйственный комплекс, а сейчас при капитализме прав тот, у кого больше денег и крепче лобби. За прошлогоднее свинство кого надо вздрючили, и в этом году воды обещают много и вовремя (возможно, просто потому, что зима была снежной и водохранилища полны).
...Что-то я гляжу, пост про воблу у меня всё разрастается, вот уже и про политэкономию пошло. Надо перекурить. В смысле - разобью тему на несколько частей, с вашего позволения. Продолжить постараюсь сегодня же. А вы - если, может, вопросы какие есть - пишите. Может я упустил что...