об РПЦ - только то что есть

Разговоры "за жисть", на любую тему.
Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 28 авг 2018, 15:21

Владимир писал(а):Источник цитаты Интерес и Вера - это разные вещи.

Вера и Церковь тоже
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Владимир
Постоялец
Сообщения: 4729
Зарегистрирован: 22 апр 2016, 13:41
Откуда: Россия
Род занятий: вольнонаёмный
Благодарил (а): 1596 раз
Поблагодарили: 1773 раза
Status: Не в сети
Russia

Непрочитанное сообщение Владимир » 28 авг 2018, 15:33

Андрей Эдельвейсс писал(а):Источник цитаты Вера и Церковь тоже

Вера без Церкви запросто может скатиться в сектанство.
Всё может быть и быть всё может
Но лишь того не может быть
Чего быть может быть не может
Хотя и это может быть" (с)

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 28 авг 2018, 15:52

Владимир писал(а):Источник цитаты Вера без Церкви запросто может скатиться в сектанство.

для тех кто на бронепоезде - христианство, по отношению к иудейству - сектанство, так же само как и ислам. так же само как протестанты по отношению к христианству. как то так
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Рыжий и Пушистый
Смотритель
Сообщения: 7226
Зарегистрирован: 20 июн 2015, 18:26
Награды: 2
Откуда: Русь-матушка
Род занятий: Работный и многодетный сисадмин
Благодарил (а): 787 раз
Поблагодарили: 1894 раза
Status: Не в сети
Russia

Непрочитанное сообщение Рыжий и Пушистый » 28 авг 2018, 15:57

Владимир писал(а):Источник цитаты
Андрей Эдельвейсс писал(а):Источник цитаты Вера и Церковь тоже

Вера без Церкви запросто может скатиться в сектанство.

Вера в сердце (душе), а не в церкви... :pardon:
Совет на всю жизнь: веди себя так, будто ты доверяешь людям, но никогда не делай этого.

Аватара пользователя

Рыжий и Пушистый
Смотритель
Сообщения: 7226
Зарегистрирован: 20 июн 2015, 18:26
Награды: 2
Откуда: Русь-матушка
Род занятий: Работный и многодетный сисадмин
Благодарил (а): 787 раз
Поблагодарили: 1894 раза
Status: Не в сети
Russia

Непрочитанное сообщение Рыжий и Пушистый » 28 авг 2018, 15:58

Андрей Эдельвейсс писал(а):Источник цитаты так же само как протестанты по отношению к христианству. как то так

как православие к христианству, как католицизм... :pardon:
Совет на всю жизнь: веди себя так, будто ты доверяешь людям, но никогда не делай этого.

Аватара пользователя

Владимир
Постоялец
Сообщения: 4729
Зарегистрирован: 22 апр 2016, 13:41
Откуда: Россия
Род занятий: вольнонаёмный
Благодарил (а): 1596 раз
Поблагодарили: 1773 раза
Status: Не в сети
Russia

Непрочитанное сообщение Владимир » 28 авг 2018, 15:58

Для тех кто в танке - мне параллельно на иудеев, мусульман и прочих неоязычников.
Всё может быть и быть всё может
Но лишь того не может быть
Чего быть может быть не может
Хотя и это может быть" (с)

Аватара пользователя

Владимир
Постоялец
Сообщения: 4729
Зарегистрирован: 22 апр 2016, 13:41
Откуда: Россия
Род занятий: вольнонаёмный
Благодарил (а): 1596 раз
Поблагодарили: 1773 раза
Status: Не в сети
Russia

Непрочитанное сообщение Владимир » 28 авг 2018, 16:00

Рыжий и Пушистый писал(а):Источник цитаты Вера в сердце (душе), а не в церкви...

Веру также как и прочие качества нужно , скажем так, тренировать. В церкви ты имеешь такую возможность, с более духовно развитыми её членами.
Всё может быть и быть всё может
Но лишь того не может быть
Чего быть может быть не может
Хотя и это может быть" (с)

Аватара пользователя

Владимир
Постоялец
Сообщения: 4729
Зарегистрирован: 22 апр 2016, 13:41
Откуда: Россия
Род занятий: вольнонаёмный
Благодарил (а): 1596 раз
Поблагодарили: 1773 раза
Status: Не в сети
Russia

Непрочитанное сообщение Владимир » 28 авг 2018, 16:02

За сим откланиваюсь, ибо не хочу очернять в ненужных спорах сегодняшний, очень важный, день в Русской Православной Церкви. Если кого обидел - прошу простить меня.
Всё может быть и быть всё может
Но лишь того не может быть
Чего быть может быть не может
Хотя и это может быть" (с)

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 28 авг 2018, 18:08

Церковь - это оргструктура, коорпорация зарабатывающая на Вере. я не пытался кого то оскорбить или унизить, я константировал факты. нет православной веры, есть христиане ортодоксы, а Православие и есть то что называют язычеством, просто церковники прихватизировали очень многое из того, что было до их пришествия на Русь.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 30 ноя 2018, 22:16

Митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий попросил исполняющего обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова передать Александро-Невской лавре здание, которое принадлежит Музею городской скульптуры. Об этом на своей странице в Facebook рассказал депутат заксобрания города Максим Резник, приложив фотографию письма священнослужителя.

«Опять, как и в 2015-м, РПЦ пытается выселить Музей городской скульптуры. Время собирать Комитет защиты Петербурга», — возмутился Резник.

Как указал Варсонофий, здание имеет особое значение для Александро-Невской лавры: до 1930-х годов в нем была Благовещенская церковь и проводились богослужения. Кроме того, там находится усыпальница лавры. Митрополит отметил, что надеется на положительный ответ от властей города в преддверии празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского.

В свою очередь директор музея Владимир Тимофеев заявил, что закон не позволит передать РПЦ помещение с музейными экспонатами. «По закону эти вещи передавать третьим лицам нельзя, можно только из одного музея в другой. Как бы мы к церкви ни относились, это все-таки общественная организация», — сообщил он «Интерфаксу». Он напомнил, что в музее установлены 112 памятников выдающихся скульпторов, которые представляют большую художественную ценность. «Как выламывать плиту на могиле Суворова? Мне непонятно, зачем это рушить», — поинтересовался Тимофеев.

Ранее в РПЦ задумали масштабную реконструкцию города Сергиев Посад в Московской области. План строительных работ предполагает возведение синодальных учреждений на месте советского здания городской администрации и снос других сооружений советской эпохи.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 02 дек 2018, 09:06

В Барнауле здание Кресто-Воздвиженского храма, который почти 70 лет занимал планетарий, вернут РПЦ.

До конца декабря планетарий должен закрыться, а в марте 2019 года здание передадут церкви.

Заявку на возвращение здания Барнаульская епархия подавала в 2012 году, сообщают vesti22.tv. Проблема заключается в том, что нового помещения для городского планетария нет. Учреждение планировали перевести в здание кинотеатра «Родина», но там располагается театр кукол «Сказка».

Театру строят новый дом. Освободившееся здание кинотеатра нужно будет приспособить под нужды планетария. Местные специалисты отмечают, что сделать это крайне сложно.

Как пишет «Тайга.Инфо», таким образом, в 2019 году в Барнауле будет 17 православных храмов и ни одного планетария.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 02 дек 2018, 16:47

Уроки сексуального просвещения в школах были бы полезны при условии деликатного преподавания такого предмета, считает глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион.

"Я думаю, детям нужно что-то рассказывать, не только о сексе, но и о тех опасностях, которые сопряжены с ранней сексуальной жизнью, с неразборчивостью в связях, в том числе с опасностью заразиться СПИДом, венерическими заболеваниями... Дети должны об этом знать. Весь вопрос в том, кто и как будет об этом рассказывать", - сказал он в эфире программы "Церковь и мир" на канале "Россия-24" (ВГТРК).

Таким образом митрополит ответил на просьбу ведущей прокомментировать итоги опроса ВЦИОМ, согласно которому 60% родителей в России поддерживают уроки сексуального просвещения в школах.

Он отметил, что начинать преподавание этого предмета нужно не с младшего школьного возраста, а "когда появляются первые риски", и рассказывать об этой тематике должны "люди, которые умеют говорить об этом целомудренно, которые не будут превращать эти уроки в развращение детей".

Архиерей пояснил, что "часто через такие уроки детям навязываются стереотипы, которые сегодня являются едва ли не господствующими в западном обществе".
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 13 дек 2018, 18:56

Госдума разрешила платить работникам РПЦ меньше региональных МРОТ
Сегодня нижняя палата российского парламента во втором чтении приняла законопроект, упрощающий РПЦ и другим религиозным организациям отказ от региональных соглашений о размере минимальной заработной платы. Как передает корреспондент РИА «Новый День», изменения вносятся в федеральный закон «О специальной оценке условий труда» и Трудовой кодекс РФ.

С просьбой освободить РПЦ от сложной процедуры отказа от региональных соглашений в Госдуму обратился патриарх Кирилл. Если закон будет принят, РПЦ сможет платить своим сотрудникам зарплату меньше, чем установленный по региону МРОТ.

Как заявила на заседании член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Павлова, учитывая особый правовой статус религиозных организаций, законопроект вводит для них упрощенный порядок отказа.

Ни единого вопроса или предложения к законопроекту у депутатов не возникло – хотя при рассмотрении документа в первом чтении они предлагали, в частности, оставить оценку условий труда для сотрудников религиозных организаций, занятых на вредном производстве, к примеру, малярных или реставрационных работах, где используются опасные для здоровья смеси. В таблице поправок, представленной ко второму чтению, таких корректировок нет.

В итоге депутаты Госдумы приняли таблицу поправок и законопроект меньше, чем за пять минут.

В первом чтении законопроект был принят 23 октября. В частности, поправка в закон об оценке условий труда предполагает включение религиозных организаций в список тех, чьи условия труда не подлежат оценке – сейчас там значатся лишь надомные, дистанционные работники и те, кто вступил в трудовые отношения с работодателями-физлицами. Кроме того, в Трудовой кодекс авторы поправок хотят вписать новую статью, по которой религиозные организации смогут официально отказаться от подписания региональных соглашений о МРОТ – как правило, они устанавливают размер оплаты труда выше федерального. Сейчас для отказа нужно предоставить протокол консультаций с профсоюзом и предложения о сроках повышения зарплаты работникам. В случае принятия нового закона религиозным организациям делать этого не придется.

Москва, Татьяна Дорофеева
https://newdaynews.ru/moskow/651385.html
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 14 дек 2018, 07:26

Константинопольский патриарх Варфоломей назвал чрезмерным решение РПЦ прекратить евхаристическое общение с патриархатом в Константинополе, а решение направить в Турцию священника Русской православной церкви - неканоническим.
Патриарх Варфоломей выступил перед русскоязычной общиной Стамбула после литургии в Ватопедском подворье апостола Андрея Первозванного в Галате в день памяти апостола по юлианскому календарю. Его заявление публикуют СМИ патриархии.

Синод РПЦ 15 октября решил разорвать общение с Константинопольским патриархатом в связи с решением Константинополя начать предоставление автокефалии Украине. Вскоре после этого патриарх Московский и всея Руси Кирилл решил направить в Турцию священника, который будет совершать регулярные богослужения в храме святых Константина и Елены, расположенном на территории генконсульства России в Стамбуле. Об организации пасторского духовного руководства попросили русские верующие, проживающие в Турции.
"Эта озабоченность и эта дилемма, господствующая в русской общине Стамбула и шире в Турции, обусловлены чрезмерным решением святой церкви России, братского Московского патриархата прекратить евхаристическое общение с Вселенским патриархатом, то есть с его матерью-церковью. У нас могут быть разные взгляды на различные проблемы, которыми занимается православная церковь. Это человечно и демократично. Но прерывание евхаристического общения как рычаг давления и принуждения других согласиться с нашей точкой зрения - это неприемлемо. Уверен, что скоро сестринская церковь России покается за ее крайнее решение", - сказал Варфоломей.

Патриарх, ранее решивший вмешаться в дела церкви на Украине - канонической территории РПЦ, обвинил Московскую патриархию во вмешательстве в дела на канонической территории Константинопольской церкви. "Прислали из Москвы священника, который служит божественную литургию в храме святых Константина и Елены на территории генконсульства Российской Федерации здесь, на Боспоре. Это антиканонично, потому что этот храм духовно, юридически принадлежит Патриархии Константинополя", - заявил Варфоломей.
Он заявил, что прихожанам не надо слушать, когда сестринская церковь России призывает их не причащаться в храмах Константинопольского патриархата. "Вашим пастырем, вашим духовным отцом здесь, в Турции, является патриарх Константинопольский", - сказал Варфоломей. Он заявил, что отправил в Россию трех священников Константинопольского патриархата изучать язык и русскую культуру. Все три выучившихся в России священнослужителя служат в Фанаре - резиденции патриарха, обслуживая потребности русскоязычных верующих в Турции.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 19 дек 2018, 11:18

следили за тем, как крестьяне посещают церковные службы. Неявка каралась по закону[3]. Были и такие примечательные моменты:
«За сокрытие «небытейщиков» священника наказывать на первый случай 5 руб., затем 10 и 15, а в четвертый раз – лишением сана и отсылкой в каторжные работы»[4].

Как можно понять, в таких условиях главы церкви — император и его приближенные. Церковь оставалась инструментом власти, «духовной скрепой», как бы теперь это странно ни звучало.

Долгое время «духовные» законы формировались в империи, но итоговый результат в уложении наказаний уголовных и исправительных от 1845 года. Там были пункты примечательные. Например:

Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.

Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.

Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно — заключение года, неумышленно — до 3 месяцев.

Статья 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме — по умыслу — наказание согласно ст. 183; без умысла — заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.

И так далее. То есть для большинства жителей Российской империи православная церковь была чем-то обязательным, тут речь не идет о некой «искренней вере». И поскольку авторитет у православной церкви был достаточно велик, мы можем говорить о том, что и выступать против науки тогда не было чем-то зазорным для попов, потому что тогда можно было говорить открыто (представителям церкви) что-либо о науке и не бояться каких-либо последствий.

Церковь против науки и просвещения

О науке и просвещении в широком смысле на территории Российской империи можно говорить только начиная с XVIII века. Это в первую очередь деятельность ученого Михаила Ломоносова. Естественно, в наши дни церковники представляют ситуацию таким образом, как будто бы они с Ломоносовым сотрудничали.

Однако реалии тех лет говорят о том, что Ломоносов мог нормально существовать только благодаря государственной поддержке, то есть государство запретило церкви прямо «бить» по ученому, потому что в интересах государства было развитие науки (не науки «вообще», а отдельных областей). Однако реакция церкви на деятельность Ломоносова была.

За Ломоносовым всегда следили, и всегда при случае чего жаловались, если он, например, хоть как-то пытался материалистически объяснить законы природы. Но благодаря защите со стороны государства, Ломоносов написал «Гимн бороде»[5], где критиковались служители культа, которые, очевидно, не так уж сильно полезны государству и достаточно вредны науке.

Ответ от попов последовал такой:

«Таковые соблазнительные и ругательные пасквили истребить и публично сжечь, и впредь то чинить запретить, и означенного Ломоносова для надлежащего в том увещевания и исправления в Синод отослать»[6].

Это был не просто комментарий по поводу «Гимна бороды», а это был донос синода, адресованный императрице Елизавете Петровне. Однако она проигнорировала жалобу церкви и далее во всем поддерживала Ломоносова. Естественно, если бы речь шла не о Ломоносе, а о каком-нибудь мелком торговце, например, то его бы точно отправили на «исправление» в какой-нибудь монастырь.

Центральное противоречие между Ломоносовым и церковью заключалось в том, что церковники в те годы искренне верили, что религия способна объяснить все процессы природы и общества, Ломоносов же, очевидно, верить в подобное отказывался. И хотя неверующим его назвать нельзя, все же он явно негативно относится к мракобесию со стороны церкви.

Иногда в конфликте с Ломоносовым церковь побеждала. Дело в том, что он был сторонником издания книги Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», а церковь настояла на том, чтоб издание было уничтожено[7]. Грех книги заключался в том, что там популярно излагалась система Коперника, против которой церковь выступала, так как землю церковь считала центром вселенной и не верила во «множество миров».

Книги, где излагалась система Коперника, последовательно уничтожались. К примеру, книга Александра Поупа «Опыт о человеке» была уничтожена по той причине, что там «зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию»[8].

Последний конфликт с Ломоносовым заключался в том, что он призывал церковь не ругать науку и не нападать на Коперника[9]. В ответ церковь разразилась пасквилем на Ломоносова и требовала от власти запретить его деятельность вообще. И снова отправить в церковь «на исправление». Решение было очевидным: церкви никто не запретил нападать на науку, но в то же время и Ломоносову ничего не было за попытку изменить взгляд церкви на научные достижения.

Главным успехом для православной церкви считалось то, что она сумела, даже если это было и вредно для науки, запретить к распространению взгляды Коперника каким-либо способом. Церковные издания в начале XIX века часто напоминали об этой проблеме. Например, были издания вроде «Разрушение коперниковской системы»[10]. Суть претензий к системе Коперника сводилась к следующему: «Круг земли неподвижен, а солнце ходит»[11].

Очень странно церковь относилась к анатомии. В частности, в 1819 году произошел инцидент: церковники разгромили анатомический кабинет в Казанском университете, а все части тел были захоронены. Обосновывалось это тем, что невозможно с «духовной» точки зрения «создание и подобие Творца человека на анатомические препараты»[12].

Тут сразу же возникает вопрос: а почему тогда то, что делают с мощами, считается нормальным явлением? Конечно, это противоречие в те годы никто не разрешил, да и кто мог подобный вопрос задать церкви напрямую?

Известен также поход церкви против геологии. Но тут объяснения очевидные: ученые-геологи проповедовали с точки зрения церкви нигилизм[13], поскольку противоречили учению церкви о сотворении мира.

Пример церковного доноса по этому поводу[16]:

«Неоднократно доходили до меня слухи, что некто, иностранец Роде, здесь в Петербурге, в разных высших учебных заведениях, разными картинками, ни упоминая ни слова о Боге-создателе, показывает, что образование нашей земли со всеми ее растениями и животными, не исключая и людей, произошло только от действия естественных сил какой-то первобытной материи, в продолжение не простых шести дней, а шести более или менее длительных периодов. В настоящее время, как сказывают, этот Роде уже делает свои представления публично.

Такое представление, явно колеблющее основание христианства и истребляющее в народе благоговейно признаваемую и чтимую истину о создании земли от Всемогущего, Премудрого и Всеблагого Творца Бога, – весьма вредно для народной веры и нравственности. Посему покорнейше прошу ваше сиятельство, чтобы означенное… представление было прекращено».

Стоит заметить, что практически во всех случаях подобные запросы решались в пользу церкви, потому что церковь — столп общества, о чем неоднократно упоминали власть имущие.

Против научно-популярной литературы церковь выступала активно. Причина ясна — в таких работах, обобщающих, фактически не указывалась особо роль церкви и проповедовался, с точки зрения попов, материализм. Наиболее яркий пример здесь — книга Геккеля «Естественная история мироздания», ее запретили в Российской империи в 1873 году[8]. Другие книги Геккеля также запрещались, а с ним и произведения французских просветителей XVIII века.

Была и борьба с теорией эволюции. Запрещена была и книга Дарвина, и книги, где в популярной форме излагаются взгляды Дарвина[19]. К этому относились особо, чтоб никто не смел читать подобное «Доносы нашего духовенства заставляют покидать деревню лучших деятелей народной школы. Достаточно учителю взять какую-нибудь книгу, к примеру сказать Дарвина... как уже летит донос по начальству».

В 1866 году Иван Сеченов совершил ужасный грех: попытался издать книгу «Рефлексы головного мозга», где психические процессы человека объяснялись материалистически. Естественно, книгу запретили к распространению[18]. Опять же Сеченов «легко отделался» простым запретом книги, так как церковники желали получить его себе «на исправление».

Подход к высшему образованию, особенно в гуманитарной сфере, был такой на 1820 г.:

Цель правительства в образовании студентов состоит в воспитании верных сынов православной церкви… Директор обязан главнейше наблюдать, под строжайшею личною ответственностью и всеми способами власти, ему даруемой, чтобы воспитанникам университета внушено было почтение и любовь к святому евангельскому учению. Для сего обязан он наблюдать, чтобы дух вольнодумства ни открыто, ни скрыто не мог ослаблять учение церкви в преподавании наук философских, исторических или литературы. Директор обязан иметь достовернейшие сведения о духе университетских преподавателей, часто присутствовать на их лекциях, по временам рассматривать тетради студентов, наблюдать, чтобы не прошло что-нибудь вредное в цензуре.

Чтобы студенты ежедневно отправляли в положенное время должные молитвы, все вместе и в присутствии инспектора, чтобы в дни воскресные и важнейших праздников ходили они с инспектором к божественной литургии и занимались, между забав и отдохновения, каким-либо полезным и приличным празднику чтением, хотя один час без принуждения.

Чтобы студенты, отличающиеся христианскими добродетелями, были предпочитаемы всем прочим. Начальство университета приемлет их под особенное покровительство по службе и доставит им все возможные по оной преимущества. Впрочем, какие бы успехи ни оказывали воспитанники в науках, медали, отличившимся назначаемые, не могут быть даны, ежели директор не одобрит их поведения.

Это обращение не церкви, а императора Александра I[14]. Приоритеты, увы, не в пользу науки. Однако отдельные научные сферы, конечно, оберегали от церковной критики, потому что объективно государству нужно было конкурировать с другими странами в этой сфере, и пойти на абсолютное мракобесие уже не удавалось.

Цензура тогда была в полной мере «духовной». Вот выдержка из цензурного устава XIX века[15]:

Всякое сочинение, перевод, подражание или извлечение, в котором отвергается, ослабляется или представляется сомнительным Святое учение откровения, достоверность и святость книг Священного писания, подвергается запрещению.
Равным образом запрещаются к напечатанию сочинения и статьи, в которых опровергается или ослабляется непреложная достоверность православия Грекороссийской церкви, или нарушается должное уважение к учению, постановлениям, преданиям и обрядам ее…
Относительно к учебным курсам Логики и Философии вообще, Ценсор, при рассматривании их, должен иметь в виду неприкосновенность истин Божественного откровения.
Бывали и абсурдные во всех смыслах случаи в плане цензуры. Например, церковь выступала против статей о вредности отдельных грибов:

«Грибы – постная пища православных и писать о вредности их – значит подрывать веру и распространять неверие»[16].

По словам историка Т. Н. Грановского, митрополит Филарет, на тот момент один из главных церковников, требовал: «объяснений, почему я в чтениях по истории не упоминаю о воле и руке Божьей, управляющих событиями и судьбами народов. "О вас говорят, что Вы вредный профессор, что вы затемняете умы верных сынов государя нашего"»[16].

Как видно, в наши дни попы часто указывают, что наука отвечает за одно, религия — за другое. Однако в те годы религия пыталась охватить как можно больше сфер. На ученых давили невежеством и репрессиями, других способов не было.

***

Как можно понять, церковь была врагом науки в Российской империи. И это не натяжка, как сегодня пытаются ситуацию представить сами церковники.

К.ф.н. Евгений Шацкий отмечает:

«Есть все основания полагать, что неразвитость науки в России и отсталость России от стран Европы в культурном отношении были связаны, именно, с запретом на свободомыслие. Этот запрет поддерживался жестким церковным надзором за просвещением»[20].

Даже в наши дни отдельные церковные деятели выступают против науки и против просвещения. Далеко не вся церковь, что нужно четко отметить, но бывают такие ситуации. К примеру, если вспомнить погром анатомического кабинета в прошлом, то есть и в XXI веке запрет анатомической выставки «тайны тела», против которой выступали как представители церкви, так и православные активисты[21].

Обскурантизм сегодня менее эффективен, чем в годы Российской империи, лишь по той причине, что сейчас у церкви нет тех же функций и того же авторитета. Однако, как можно понять, церковь стремиться к тому, чтобы вернуть себе этот авторитет и навязывать обществу, в том числе научного сообществу, свои догмы, как будто это истина.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 01 янв 2019, 11:52

Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 04 янв 2019, 11:05

Патриарх Кирилл потребовал построить собор на месте центрального стадиона в Мурманске
мурманск
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ПОТРЕБОВАЛ ПОСТРОИТЬ СОБОР НА МЕСТЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО СТАДИОНА В МУРМАНСКЕ
ИСТОЧНИК: FLASHNORD ФОТО: ДМИТРИЙ СЕРЕБРЯКОВ / ТАСС 04.01.2019 - 09:58
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл требует построить морской кафедральный собор на месте центрального стадиона профсоюзов в Мурманске и предоставить эскиз будущего собора до января 2019 года. Об этом говорится в резолюции патриарха, направленного в адрес митрополита Мурманского и Мончегорского Симона.

Копию резолюции, а также всю переписку между митрополитом Симоном и администрацией Мурманска, губернатором Мурманской области Мариной Ковтун и др. публикует сайт «Блогер51». Подлинность копий документов агентству FlashNord подтвердили в Мурманской и Мончегорской епархии, секретариате главы региона, администрации Мурманска.

Как сообщалось, в августе 2016 года патриарх Кирилл совместно с губернатором Мурманской области Мариной Ковтун заложили камень в основание будущего Спасо-Преображенского морского кафедрального собора на проспекте Героев-Североморцев.

Вместе с тем, уже в июне 2018 года, как следует из опубликованных документов, митрополит Симон направляет письма в мэрию Мурманска и Мурманский Облсовпроф, которому принадлежит центральный стадион. В этих письмах священник просит рассмотреть вопрос выделения территории стадиона под строительство кафедрального собора. При этом в письмах он ссылается на то, что в августе 2016 года во время визита патриарха это место было указано губернатором Ковтун как вполне возможное для строительства кафедрального собора. В обоснование требования выделить землю Симон ссылается на «святую волю и благословение» Кирилла.

В ответе мэрии сообщается, что территория центрального стадиона до 2053 года в аренде у ООО «Центральный стадион профсоюзов» — дочки Облсовпрофа, и изъять ее не позволяет Гражданский кодекс. Облсовпроф также отказывает в удовлетворении требований патриарха Кирилла.

Уже 5 июля 2018 года Симон обращается к Ковтун, напоминая ей, что именно она обещала отдать землю под стадионом для строительства собора, и предлагает губернатору самой вступить в переписку с патриархом Кириллом и озвучить свою позицию.

На письмо Симона Ковтун отвечает, что «имеет место какая-то ошибка или недопонимание с вашей стороны», и добавляет, что не имеет права вмешиваться в церковные дела.

Митрополит Симон пересылает все полученные ответы в Московскую патриархию, из которой 19 октября приходит резолюцию патриарха Кирилла. В первую очередь он разрешает продолжить строительство уже заложенного храма, запрещая его именовать морским кафедральным собором. Во-вторых, патриарх требует от Симона «войти в контакт с губернатором Мурманской области Ковтун М.В. и начать работу по выделению земли под кафедральный собор на месте Центрального стадиона профсоюзов города Мурманска». И в-третьих, требует предоставить эскизный проект будущего кафедрального собора и его наименование до января 2019 года.

Как сообщил FlashNord источник в правительстве Мурманской области, «губернатор региона оказалась в неловкой ситуации, разрешить которую вряд ли представляется возможным, не нарушив российское законодательство».
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 07 янв 2019, 10:02

Грустное Рождество. Грузинская церковь готовится признать украинских самозванцев
Сегодня, 05:15
19
Накануне долгожданного Нового года и Рождества Христова внезапно «последовательная», как вещали многие «эксперты», позиция Грузинской православной церкви (ГРЦ) по вопросу признания или непризнания самозваной структуры под названием ПЦУ (Православная церковь Украины) задрожала и завибрировала, словно ветер наконец сдвинул с места заржавевший флюгер. 27 декабря митрополит Цилканский и Душетский Зосимэ после заседания Священного синода ГПЦ заявил, что грузинская церковь поддерживает автокефалию украинской церкви.

Как только грузинскому богослову напомнили, что автокефалии у ПЦУ ещё нет, то он сразу нашёлся и добавил: «В январе будет обнародовано постановление Вселенского патриарха, и наша церковь примет решение после этого. Сейчас мы воздержались. ГПЦ поддержит автокефалию Украинской православной церкви». Откуда такая неожиданная любовь ГПЦ к Стамбульскому патриарху, если совсем недавно грузинский патриархат чуть ли посохом в грудь себя не бил, крича о своей каноничности?

Крестный ход "аполитичной" ГПЦ

Во-первых, неожиданной такая смена позиций покажется только людям верящим в популистские мантры об отсутствии политики в религиозной сфере, царствующие в нашем информационном пространстве. К примеру, пока лжепатриарх Филарет, будучи гражданином Денисенко, контролировался Комитетом госбезопасности, замечен в религиозном экстремизме не был. Но стоило отпустить его на вольные хлеба, как украинский парубок словно переродился. Ведь мы так верим, что политика и государство отделены от религии…

В нашем же случае Стамбульский патриарх Варфоломей, одно из главных действующих лиц украинского печального цирка с церковью, толком самостоятельностью не обладает. Без согласования с властными структурами Турции и Реджепом Эрдоганом Варфоломей не имеет права принимать даже кадровые решения. И это только нормативно-правовые рычаги давления на патриарха, а Эрдоган, мнящий себя новым султаном Оттоманской Порты, этим себя явно не ограничивает. Так, на Фанар (район в современном Стамбуле, сохранившийся после разграбления Константинополя), а точнее, на здания патриархата постоянно совершаются нападения религиозных экстремистов, которых, естественно, власти позже поймать не могут, а точнее, не хотят. Более того, даже после атаки на патриархат, совершённой с использованием бутылок с зажигательной смесью, часть полагающейся охраны резиденции патриарха просто сняли с постов.

Но это мелочи быта по сравнению с главной удавкой, которую Реджеп накинул на Варфоломея. Как известно, попытка государственного переворота в Турции летом 2016-го года провалилась, впрочем, история тёмная, однако это развязало руки Эрдогану. Реджеп кровавым топором прошёлся по армейским кругам, вузам, судьям, журналистам, полицейским и чиновникам. А главным «бармалеем» был назначен опальный Фетхуллах Гюлен. Казалось бы, при чём здесь Варфоломей? Всё очень просто. В своё время безвольный старец так старался повысить свою «стоимость» в глазах мирового православия и коллег, что не сфотографировался и не облобызал разве что Леди Гагу. В списке несчастных, исполнявших роль высокоуважаемой декорации, оказался и Гюлен, который тогда был на высоком счету в Турции. Кто же знал, насколько коротка султанская дружба? Поэтому Варфоломей с тех пор рискует в любой момент стать ещё одной фигурой в деле о попытке госпереворота. А несмотря на номинально высокий пост, старичок совсем не стремится в мученики.

Во-вторых, несмотря на повторяемые в нашем обществе мантры про историческую связь России и Грузии, главным торговым партнёром Тбилиси является отнюдь не Москва, а Анкара. Именно торговый оборот с Турцией стоит на первом месте в Грузии, а оборот с Россией на втором месте. Конечно, и это далеко немало, но при простой логике на вопрос «с кем ссориться» ответ вполне очевиден.

В-третьих, католикос-патриарх Илия II (глава ГПЦ) товарищ, конечно, необычайно интересный. С одной стороны он отмечен наградами от Русской православной церкви – орден «Славы и Чести» и орден Святого равноапостольного князя Владимира уже от УПЦ МП. С другой стороны, его отметили орденом «Шейх-уль-ислама», вручаемой от мусульман Кавказа. К тому же в своё время он 5 лет возглавлял ни много ни мало Всемирный совет церквей, экуменическую организацию, к которой РПЦ относится крайне неоднозначно, не считая этот совет «объективной реальностью».

Так что можно хоть до морковкина заговенья твердить, что религиозные деятели вне политики, на реальность эта сказка не окажет никакого влияния. Более того, патриарх Илия всегда демонстрировал своё фанатичное единение с политикой Грузии, даже тогда, когда следовало бы промолчать. Для начала «аполитичный» патриарх выдал: «К сожалению, сегодня мы не можем поехать в Цхинвали и Абхазию, но я категорически не разделяю мнение о том, что эти территории потеряны для Грузии. Так не должны думать грузины».

А во время известных событий геноцида осетин 90-х годов Илия, глазом не моргнув, заявил: «Во имя Отца и Сына и Святого духа приказываю отныне убийцу каждого грузина, несмотря на вину или невиновность жертвы (убитого), объявить врагом грузинского народа. Занести фамилию и имя убийцы в специальную книгу патриаршества и передавать из поколения в поколение как постыдное и подлежащее осуждению. Чрезвычайный приказ этот принят, дабы в Грузии навеки был изжит тягчайший грех и преступление против Бога и нации – братоубийство».

Такая ярко этническая градация, по которой убийца грузина – негодяй, а убийца осетина, русского или кого-либо другого не упоминается вообще, сказанная простым-то человеком, вызовет массу вопросов, а в устах патриарха тем паче. При этом товарищ Иракли Гудушаури-Шиолашвили (так его зовут в миру) родился в Северной Осетии, а образование получил в… Москве.

Также стоит привести слова епископа Аланской епархии (волею судеб оказавшуюся под юрисдикцией неканонической Церкви истинно православных христиан Греции, о чём будет рассказано далее) Георгия (в геноцид 90-х этот несчастный осетин с русскими корнями потерял трёх братьев), сказанные им после геноцида 2008-го года: «С выступлений представителей Грузинской патриархии и Католикоса начались призывы «Грузия для грузин», требования к осетинам «Убирайтесь в свою Россию!», Звиад Гамсахурдия и Грузинский Католикос всегда были вместе, а теперь Патриарх Илия благословляет Саакашвили и его политику. Все как было, так и осталось».

Православие в Южной Осетии вообще имеет крайне сложную и неудобную для РПЦ историю, впрочем, как и для любого русского гражданина с патриотическими и гуманистическими взглядами. Так, ещё в 90-е годы после очередной волны этнических чисток говорить о том, что осетин будет духовно окормлять ГПЦ, мог только умалишённый. Да и пастыри ГПЦ законно опасались собственной паствы, которая после похорон своих родственников видела в каждом грузинском священнике либо Илию II, либо вовсе его близкого друга Гамсахурдию, а последний своих националистических взглядов не скрывал вовсе. Поэтому паства Южной Осетии обратилась к РПЦ и… получила отказ. Последовательная в своей каноничности Московская патриархия заявила, что не желает нарушать каноничную территорию Грузинской церкви. Кстати, в таком же положении оказалась и Абхазия.

К 2001 году неприкаянная паства Южной Осетии наконец-то добилась статуса благочиния у Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). Но и в этой русской церкви им задержаться не удалось. Как известно, вскоре РПЦЗ, по сути, вошла в состав РПЦ на правах самоуправляемой единицы. Осетинские православные вновь осиротели. Таким образом, благочиние обратилось в Священный синод противостоящих (греческую неканоническую непризнанную старостильную церковь) и было этой структурой принято. С 2014-го года Синод объединился с Синодом Хризостома (Церковь истинно-православных христиан Греции). В итоге образовалась Аланская епархия.



Тирский монастырь в Южной Осетии, ему более 1000 лет

При этом следует отметить, что по крайней мере в самом начале все эти переходы из одной структуры в другие воспринимались как временные меры, пока Московский патриархат наконец не взглянет трезво на объективную реальность и не примет Абхазию и Южную Осетию в свой состав. Но чем дольше затягивалось решение вопроса, чем чаще РПЦ отказывала пастве наших де-факто южных республик, тем множились противоречия и менялись настроения.

На данный момент четверть века отказов привела к тому, что за дело пришлось взяться главе Южной Осетии Анатолию Бибилову, который лично встретился с патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. На встрече в 2017-м договорились о строительстве храма РПЦ в столице республики, а также главы двух различных структур разработали механизмы сближение паствы Южной Осетии и России.

Позже Анатолий Бибилов встретился с представителями Аланской епархии и предложил южноосетинским священникам вновь обратиться к РПЦЗ как к самоуправляемой организации. Видимо, удалось договориться о согласии со стороны Москвы. Однако на этот раз Аланская епархия воспротивилась этому плану. Во-первых, земля Осетии до сих пор официально Московской патриархией считается вотчиной ГПЦ, а это принципиальный вопрос для осетин. Во-вторых, за годы оторванности в головах некоторых товарищей не могла не поселиться мысль полной автокефалии, пускай и непризнанной, хотя никаких ресурсов для этого у Аланской епархии нет и в помине.

Таким образом, образовавшаяся ситуация, кажущаяся патовой, была создана не только стараниями украинских самозванцев, стамбульских ручных иерархов и политизированных священников ГПЦ, но и последовательной каноничностью РПЦ. Пока Московский патриархат оставался образцом догматичности, другие религиозные структуры влезли в политику с ногами и всячески усиливали свои позиции. И теперь, когда ясно, что игра по правилам не имеет никакого смысла, если за столом шулеры, возникает только один вопрос: не поздно ли очнулись? И очнулись вообще? Готовы ли в ответ на возможное признание ГПЦ украинских самозванцев признать Абхазию и Южную Осетию?
Автор:
Восточный ветер
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 19473
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
Благодарил (а): 2487 раз
Поблагодарили: 4560 раз
Status: Не в сети
Honduras

Непрочитанное сообщение Андрей Эдельвейсс » 08 фев 2019, 08:48

Изображение
Сергей Гаврилов: "Государство слишком отделилось от церкви" Вчера, 10:50ПолитикаФото: media.newyorker.com
Интервью с председателем Комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергеем Гавриловым состоялось по его просьбе. «Новые Известия» задали вопросы, которые волнуют гражданское и светское общество. Многие ответы на них оказались весьма спорными.
- Сергей Анатольевич, тема нашей беседы - взаимоотношения церкви, государства и гражданского общества. Оцените, насколько сегодня на уровне законодательном урегулированы эти отношения и нужны ли здесь новые законы?

- С утилитарной точки зрения мы заинтересованы сегодня, чтобы религиозные организации в нашей стране, в том числе, централизованные, то, что мы называем традиционными конфессиями, участвовали бы в большей степени в образование, воспитании и социальном призрении (то есть помощи больным людям на дому). У государственных служб в этой сфере есть недостатки. В то же время значительная часть этой функции по факту находится на уровне приходов церкви. Но церковь не получает со стороны государства на это никакой поддержки – ни налоговой, ни информационной, ни компенсации затрат на помощь людям. Сейчас мы предусматриваем, чтобы церковные организации в сфере оказания социальной помощи уравняли [законодательно] с благотворительными и волонтерскими организациями. Второе – мы просим при этом государство не вмешиваться во внутреннюю богослужебную деятельность церкви с точки зрения обязательности реестров, ответственности по информированию государства. Мы считаем, что нужно максимально соответствовать светскому характеру нашего государства.

- Вы затронули понятие «светское государство». Как раз по этой теме вопросов сегодня больше всего. По мнению людей светского общества, РПЦ сегодня из некогда гонимой организации превратилась в гонителя инакомыслящих и цензора, светский характер государства поставлен под сомнение. У меня с собой список примеров, зачитаю. В последние четыре года закрепилась практика: православные активисты врываются на светские и культурные мероприятия и срывают их, и ничего им за это не бывает. Вспоминаем тюремные сроки «Pussy Riot». 2015 год - постановка режиссера Тимофея Кулябина оперы Вагнера «Тангейзер». Митрополит Новосибирский и Бердский жалуется всем на постановку – от губернатора до ФСБ и суда. Потом на улицу выходят те самые активисты и требуют физической расправы над режиссером. Валерию Гришко, сыгравшему архиерея в фильме «Левиафан», самарская «православная общественность» предъявляет обвинение: его роль «циничная и грязная пародия на русский православный епископат», она «оскорбляет всех верующих и есть не что иное, как «фиглярское издевательство над российской властью и основной конфессией нашей страны — святым православием». Разгромленная выставка фотографии Джока Стёрджеса в 2016-ом. Балет «Нуреев» - постановка Большого театра, фильм «Матильда» - последние два года, это мы уже все помним. Претензия в чем? Взгляды РПЦ выражаются в формах открытого насилия, силовыми методами. Участились случаи морального суда над искусством. Стремление духовенства к всеобщему контролю и цензуре, вас ничто не смущает? Следующий шаг, как говорит нам история –инквизиция?

- Достаточно однобокий взгляд. У нас церковь и носители традиционной морали долгое время в 90-ые подавлялись. Включите федеральные каналы и посмотрите, кто на самом деле доминирует в медиапространстве. Вы увидите, что на тройке ведущих каналов традиционных религий России – христианства, ислама, иудаизма и буддизма практически нет. Ремейки западных шоу – это…

- То есть вы считаете, что перечисленные мною случаи – это исключения? Нам должно быть стыдно за них?

- Исключение. Следствие того, что мы долгое время не даем возможности церковным институтам реализовать свои социальные, культурные и прочие возможности. Следствие недостаточного воспитания наших общественных нравов. Но нельзя воспринимать критику или взгляды как с одной, так и с другой стороны как возможность суда. И нельзя говорить о либеральном суде над тысячелетней российской историей. Мое мнение как светского человека: отделение церкви от государства - это не способ загнать носителей традиционной морали в катакомбы. Это возможность свободного проповедования своих взглядов не только в ограде церкви, но и в обществе. Абсолютное большинство населения нашей страны – сторонники демократии и светского государства, но при этом они и сторонники традиционных ценностей. Мы должны исключать возможность использования бюджетных механизмов, то есть денег налогоплательщика, традиционно мыслящего населения на то, чтобы оскорблять чувства этого населения. Хотелось бы, чтобы все спорные вопросы, особенно которые воспринимаются очень болезненно в отношении нашей истории, минимизировались с точки зрения бюджетных сфер.

- История одно, а художественный вымысел – другое. Художника за творчество сажать – это нормально?

- Я не покушаюсь на художественный вымысел, я считаю, что если общество считает, что оно оскорблено, то мы должны пойти по пути согласия. Нынешнее состояние нашего общества – тяжелое, оно требует врачевания и миротворчества, а не провоцирования тех чувств, которые воспринимаются как оскорбление.

- Но дошло до того, что «нежелательные» фильмы поджигают в кинотеатрах. Режиссеры - под следствием. Где тут миротворчество?

- Я думаю, гонений на «Матильду» не было. Был справедливый, на мой взгляд, ответ. Может быть, в резких формах. Вопрос в формах. По содержанию - высказанная озабоченность того, что на бюджетные деньги, на деньги налогоплательщиков снимается продукт, который воспринимается налогоплательщиками негативно. Пожалуйста, если вы хотите снимать подобного рода фильмы, собираете деньги с рынков, фандрайзинг, в интернете собирайте, желательно не из западных, конечно, фондов – собирайте с той части населения, которая готова это поддерживать.

- Но хорошо, глубоко традиционная наша «Ирония Судьбы, или С легким паром!» - с ней что не так? Недавно митрополит Рязанский высказался: фильм противоречит христианству и «наполняет душу человека ложными, несбыточными мечтаниями».

- «Ирония судьбы» – это советский фильм, я думаю, там все стороны поняли в итоге друг друга. Мягков… – люди в возрасте, надо просто понимать, что надо уважительно относиться друг к другу. Это фильм вызывал похожие чувства и во время его создания. Все понимают мягкую иронию, но при этом надо понимать следующее … Я вот на это смотрю как многодетный отец, у которого три дочки, и понимаю, что у нас практически нет медиапродукции, особенно на федеральных СМИ, которые поддерживаются бюджетом и которые ребенок посмотрел бы и узнал о ценности семьи, об ответственности супругов, о верности, заботе о детях, в том числе о больных детях, о необходимости поддерживать друг друга в тяжелый момент, в моменты болезни, смерти. Возникает вопрос о том, что необходимо сбалансировать медиаполитику. Отсутствие идеологии в отношении семьи требует, чтобы хотя бы между гражданскими институтами было понимание того, что нам нужна многодетность не как форма решения проблем с демографией и трудовыми ресурсами, а как форма выживания наших традиционных, моральных институтов.

- Недавно у нас вышел материал с реальной фотографией – священнослужитель окропляет детей святой водой прямо за партами. В общеобразовательной школе в Коломне проводится религиозный обряд, хотя законом это прямо запрещено. РПЦ транслирует правовой нигилизм?

- Это не правовой нигилизм, это форма становления нашего гражданского общества. Более того, надо предлагать детям посещать храмы, где распространено православие. Можно посмотреть, как работают наши исламские братья в регионах Северного Кавказа, Поволжья, Ближнего и Среднего Востока, и мы увидим, что подобного рода воспитательная деятельность с детьми эффективная, в том числе с точки зрения стабилизации нравов, преодоления всяких криминальных явлений. Я не считаю это негативом. Единственное что я считаю, что лучше, конечно, посещать храмы.

- То есть священники дальше будут ходить в школы? А если в классах мусульмане, буддисты, атеисты, дети из семей с научным мировоззрением? Кто защитит научное знание о мире, которому отнюдь не 7 тысяч лет?

- Присутствие священников в школе – это не нарушение принципа отделения церкви от общества. Священник приходит рассказывать о культуре и истории церкви, о вере. В регионах, в которых у нас присутствует в основном православное население, это - не есть плохо. Это показатель того, что у нас не хватает учителей с высоким уровнем образования в данной сфере. А религиозные обряды – по желанию родителей считаю возможным проводить.

- Отдельная тема - РПЦ и армия. Патриарх Кирилл на заседаниях Минобороны. Благословение им ночного Совбеза России на тему Украины. Пресс-секретарь патриарха пояснил, что посещение мероприятий Минобороны носит традиционный и, скорее, ритуальный характер. На коллегиях патриарх сидит в первом ряду, в ряду за ним – генералы… Не логично ли тогда завести и посадить рядом муфтиев и раввинов?

- Служба капелланов должна быть доступна для военнослужащих. Конечно, все веры должны иметь возможность проявления своих религиозных чувств и доступа к мечети и к синагоге. Во всех армиях мира, включая американскую, участие священников в воспитании воинов и благословение их на подвиг приводит не только к повышению качества воспитательной работы, но и служит снижению негативных неуставных отношений.

- Но это было не благословение воинов на подвиг в бою. Это присутствие Патриарха на коллегии, где главой государства обсуждается стратегия внешнеполитических действий.

- Я думаю, что патриарх вряд ли присутствует на совещаниях, которые носят закрытый характер и где рассматриваются вопросы безопасности. Но его участие на мероприятиях, на праздниках –вполне приемлемо.

- Военнослужащие Минобороны рассказали, что их принуждают скидываться на строительство Храма Вооруженных сил Российской Федерации в Подмосковье. Подавать заявления, что они добровольно вносят свои средства, но это не так. Известны случаи о таких же просьбах в адрес бизнеса. Не похоже ли это на вымогательство?

- Есть такая поговорка о дураке, которого заставили молиться, а он лоб разбил. Это, конечно, эксцесс бюрократии. Но я вижу, что у нас в стране есть огромная проблема - и у РПЦ, и частично у ислама и у иудаизма, которой нет у других религиозных организаций. Церковь получила на свои плечи огромное количество разрушенных религиозных объектов – храмов и монастырей, это не Валаам и не Троице-Сергиева лавра, где есть поток туристов и государственная поддержка. И часто ответственность за восстановление на священнике или архиерее.

- Никто не против добровольных пожертвований. Почему с такими просьбами дошли уже до аппаратов федеральных структур, до воинских частей?

- Логично было бы ввести или обязательный налог на восстановление храмов или прямое бюджетное финансирование. Если мы у вас отобрали насильно храм, и еще ваших родителей посадили, расстреляли, то мы, конечно, с точки зрения вещного права должны вернуть в том же объеме и еще заплатить неустойку и штрафы, и это было бы логично. У нас стоит огромная проблема с отсутствием храмов и их восстановлением, а деньги, которые идут на реставрацию и восстановление от государства, с каждым годом уменьшаются.

- То есть что нам делать с этими добровольно-принудительными пожертвованиями?

- Я думаю, что восстановление храмов – это государственная задача, а строительство новых – это задача добровольная - как со стороны людей, так и социально-ответственного бизнеса. Я являюсь противником такой формы воздействия. Часто это является проявлением неумного рвения, особенно у муниципальных чиновников, которые хотят в глазах начальства проявиться и не имеют по закону возможностей выделять бюджетные средства.


- Конфликт Русской православной церкви с Константинополем и Украиной. Это политический конфликт?

- Этот конфликт носит на 90% политический характер, и основная задача его – предвыборная. На самом деле он даже опаснее, чем конфликт Антиохийской и Иерусалимской церквей из-за Катара. Это не вмешательство одной епархии на каноническую территорию другой. Как участник событий знаю конфликт изнутри, говорил со всеми патриархами и со многими светскими руководителями стран. Мое мнение - это очень опасный проект, инспирируемый радикальными экстремистскими националистическими силами на Украине. Теми силами, которые группируются вокруг нацистских сил - тех же сил, которые ответственны за бойню католиков в начале Второй мировой войны и которые сейчас занимаются подавлением прав православных верующих на Украине.

- Почему Константинопольский Вселенский патриарх благословляет этот, как вы говорите, экстремизм?

- Здесь есть внешнее влияние - использование для легализации новой церкви Константинопольского Патриарха со стороны США, со стороны европейских партнеров. Я считаю, что патриарх выбрал опасную, ошибочную модель в попытке вернуть свое влияние на Украине. Во времена Османского владычества Константинопольский Патриарх был очень весомым и значимым человеком –осуществлял религиозную власть над всеми территориями. Османская империя рухнула, но остался патриарх со своим крошечным приходом, с отсутствием фактическим паствы и желанием при этом больших, властных амбиций. Я думаю, это гордыня. В ходе встречи я ему напомнил слова его предшественника – Иоанна Златоуста, который сказал, что нет ничего слаще греха раскола.

- Что ответил Варфоломей?

- Он сказал, что знаком со словами своего предшественника, но полагает, что сможет перехватить контроль за церковью и организовать свою церковь на Украине. Я считаю, это иллюзия. Нынешние радикальные силы на Украине не позволят никакому патриарху Варфоломею влиять на духовное состояние муфт, потому что им нужно лишь прикрытие в лице вселенского патриарха. Они попытаются откупиться от него. Не для того они сделали проект, чтобы отдавать его Варфоломею.


- После предоставления автокефалии православной церкви на Украине намеки о том же стали приходить из Минска. Считаете ли вы вероятным развитие церковного конфликта в Беларуси по украинскому сценарию?

- Я считаю, что чисто по религиозным мотивам этот процесс невозможен в Беларуси, точно также как это невозможно на Украине. Кто просит обычно автокефалию? Церковь. Подобного рода проект - следствие политических амбиций, а не развитие внутрирелигиозной ситуации. Возникает политический режим, который считает что ему нужно собственная церковь для контроля людей, пытается светскими методами управлять церковью. Это обычно плохо кончается. Церкви, созданные как политические проекты, быстро умирают.

- Повсеместный переход объектов федерального культурного наследия в собственность церкви. Споры вокруг Исаакиевского собора. Во Владимире - имущественные требования епархии к Владимиро-Суздальскому музею. Кроме Успенского и Дмитриевского собора – памятников ЮНЕСКО церковь просит отдать ей 12 объектов, среди коротых символ «Золотого кольца» – Золотые ворота. Валаам. Соловки. Имеет ли право РПЦ на такие привилегии? И вообще чье это дело – заботиться о сохранности национального культурно-исторического наследия – государства или церкви?

Nissan Qashqai. Кредит 0,1%. Подробности на nissan.ru
Nissan Qashqai. Кредит 0,1%. Подробности на nissan.ru
Нативная реклама Relap
- Моя формула такая: большинство объектов церковь не хочет брать, потому что это огромные расходы: это реставрационные, научные работы, очень для церкви сложные. Церкви финансово сложно даже обеспечить какие-то возможности охраны.

- То есть вы отрицаете тенденцию по массовым имущественным притязаниям церкви?

- Отрицаю, потому что это невозможно. Есть некоторое количество памятников, которые церковь хотела бы считать своей собственностью, и исторически оно так и есть. Я считаю, что то, что отнято у церкви, вполне может быть возвращено. Кто отнял, мог бы компенсировать расходы на восстановление храмов и монастырей. Можно рассмотреть модель, которая вполне опробована в Европе – ограниченный переход права собственности. Объект переходит церкви, мандат на поддержание культурного объекта, историко-реставрационных работ остаются за государством, то есть государство финансирует необходимые работы, исполняет музейные функции.


- Возвратимся к Валааму. Монастырь учредил вокруг себя сеть фирм, занимающихся обычной торговлей и услугами. Продают местным жителям и туристам, паломникам продукты, в том числе — крепкий алкоголь под брендом«Валаамский монастырь. Аптекарский садъ», пиво, сигареты. Сдают отели, продают экскурсии. Все это — в условиях островной монополии. Жители жалуются – церковь отняла у них единственный источник дохода, выселяет с острова. При этом церковные лавки открываются ровно на тех точках, откуда торговали жители, с теми же видами товаров, только в разы дороже. Вместе с тем монастырские фирмы получают от государства бюджетные средства на расселение погорельцев, взимают с местных коммунальную плату. Это тоже частный случай?

- Церковь по закону о свободе совести не имеет права вести коммерческую деятельность. Я затрудняюсь сказать, я там не был. Обязуюсь изучить. Если церковь занимается социальными функциями, то для этого должна создавать свои некоммерческие организации.

- Нет, там вполне коммерческие вещи, а не социальные даже.

- Надо понимать, куда идут доходы.

- Доходы – деньги от туристов и населения острова взимаются по бумагам как пожертвования на монастырь, в том-то и дело.

- Надо выяснять. Кто от имени церкви занимается. Это, конечно, очень оскорбительные вещи для церкви, потому что для нас Валаам как Афон . Потому что религия это у нас не атрибут общественный жизни, а ее смысл.

- Поправки к федеральному закону о специальной оценке условий труда. Новая формулировка его 3-й статьи освобождает религиозные организации от проверок по условиям труда. Чиновники теперь не смогут проверять служителей церкви. Как вы относитесь к этим поправкам?

- Абсолютно правильные движения с нашей стороны. Церковь и государство должны жить друг с другом по принципу невмешательства. Светские законодатели, мы в том числе, все время забываем об особенностях религиозных организаций. Религиозные дела - это добровольные дела. Оценивать трудовой статус монахов, трудников, затворников некорректно, также это касается и вопросов безопасности храмов, вопросов сохранения культурного наследия и так далее. Когда у нас чиновники – они любят это делать везде по аналогии с бизнесом - начинают вламываться в религиозные организации и проверять наличие лампочек, культурное наследия – куда это?


- Но ведь многие церковные организации существуют у нас в форме тех же ООО и НКО. У нас двойные стандарты об ответственности для юрлиц на территории одного государства?

- Я не знаю, что за ООО – это секты. Доходы должны распределяться на уставные цели, в том числе, на социальные цели. Но есть и немало проблем у всех религиозных организаций по поддержке социальных функций – тут просто надо выстраивать деликатный диалог.

- Вы про церковные НКО сейчас?

- Да. Надо понимать, что у нас религиозные организации созданы для спасения души, а не как западные секты – для вымогательства денег и отъема имущества.

- Еще одна поправка – вы уже говорили о сотрудниках церковных организаций. Госдума приняла законопроект, упрощающий РПЦ отказ от соглашений о размере минимальной заработной плате. Изменения вносятся в Трудовой кодекс РФ. РПЦ будет вправе платить своим сотрудникам меньше МРОТ. Заодно Дума проголосовала за правки в закон «О специальной оценке условий труда», которые позволят религиозным организациям не отчитываться перед чиновниками об условиях труда своих работников. Как вы голосовали за эти поправки?

- Многие люди идут в церковь добровольно и работают певчими, трудниками в монастырях и практически ничего не получают (это зависит от возможностей прихода). Это подвижнический труд. Люди, которые работают в храмах, но получают очень мало, работают в воскресных школах, в гуманитарных центрах, работают с тяжелыми пациентами, ведут кружки алкоголиков, наркоманов и т.д. Для них это служение, а не способ заработка.

- Но почему снимают механизмы защиты даже по МРОТ для людей, на которых держится церковь?

- Нет возможностей у церкви, у прихода для этих людей. Это знаете, такой циничный, не беспристрастный подход - оценивать церковную жизнь с точки зрения доходов.

- Как нет возможностей? Проходили в прессе сведения о миллиардных доходах у того же Валаама, который при этом зарабатывает не вполне на церковных вещах. Вы говорите – можно так делать. Доходы от торговли, гостиниц, земли. Куда-то же эти деньги идут? Почему бы их не отдавать людям, которые своим ежедневным и еженощным тяжелым трудом олицетворяют наши соборы?

- Я думаю, что церковь и патриархия должна иметь возможность перераспределения доходов. Но вопрос монашенствующих очень деликатен. Часто монахи, трудники, певчие даже не хотят обсуждать эти вопросы, для многих это обесценивает их внутренний подвиг.

- Вы уж простите, что я возвращаюсь к этому вопросу, но хочется разобраться. Деятельность, на которой сегодня дали возможность зарабатывать церкви - не совсем о спасении души, как вы сказали. Это сдача недвижимости, это сдача земли, это организация туристическо-паломнических походов, лавочная торговля всем, что востребовано. И это избавление от налогов и проверок, так?

- Это совершенно оправданная история. Я еще с 90-х годов был сторонником того, чтобы вернуть имущество и земли церкви, они сейчас не возвращены. Но церковь не должна ходить с протянутой рукой и жить за счет подаяний и пожертвований. Да, я считаю, что это правильное направление. С одной стороны – монашеское дело, подвиг, а с другой стороны – сдача в аренду, промыслы – это абсолютно нормальные дело, абсолютно нормальная возможность зарабатывать.

- Сергей Анатольевич, вы 15 минут назад сказали, что государство не должно никак вмешиваться в дела церкви. Но должно помогать реставрировать храмы за свой счет, то есть за счет налогоплательщиков. Вернуть десятилетия назад отобранные активы, земли и недвижимость. Позволить учрежденным «дочкам» зарабатывать на всем, на чем священнослужители хотят. И не лезть с проверками...

- Церковь русская православная живет в труднейшем положении. Если вы ознакомитесь с жизнью любого, даже московского прихода, вы увидите, что доходы, которые собирает церковь как церковная организация – крошечные, пожертвований не хватает даже на то, чтобы содержать храм, не то чтобы платить зарплату. И это плохо. Государство слишком отделилось от церкви, недофинансирование идет. Учитывая ту огромную работу, что несет церковь – вопросы общественных нравов, общественного воспитания и общественного презрения – государство, конечно, мало уделяет церкви возможностей, в том числе материальных и финансовых.

- В июле прошлого года вы попросили Конституционный суд РФ растолковать вам понятие «светское государство». Растолковали?

- Нет, еще ждем. Это очень важно. Я бываю часто в Сирии и согласен с верховным муфтием – он говорит, что выживаемость, стабильность государства зависит от того, насколько оно эффективное и светское. Как только оно впадает в зависимость к религиозным государствам, возникают риски нестабильности, угрозы, искушение подавления одних в пользу других, неравноправие и ограниченные возможности развития светской политики, светской культуры.

- Зачем вам определение от суда?

- Мы хотим просто понять, исходя из наших традиций и конституционных норм, светский характер государства - какой он должен быть?

- В вашем определении светское государство - это что?

- Мы должны, безусловно, сохранять разделение государства и церкви, но при этом деятельность светских властей сверху донизу должна учитывать не просто традиции, а те моральные, бытовые, культурные правила, которые сформировались за тысячелетия благодаря влиянию церкви. Уважительное отношение к самой церкви, к богослужениям, активное вовлечение церкви в социальную миссию. Это участие церкви в двух очень важных вопросах: укрепление семьи, воспитание детей и военное служение отечеству. У нас проблемы с понятием «служение отечеству». Человек не может идти умирать ни за что. Он же не может идти умирать за 100 долларов или за 300 долларов. Церковь должна заниматься армией, воспитанием любви к отечеству, потому что любовь к отечеству – любая любовь – она не вещественна, она не материальна.

- У нас у солдат мало такой любви?

- Я не знаю, сколько ее, но она должна быть. Мы не знаем, как будет в будущем - армия будет роботизированной машиной или человеком, который в критический момент готов отдать свою жизнь не просто за жену и детей, а за страну. Это очень важный момент при наших рисках внешних.

- Вы принимали активное участие в поправках к статье 148 Уголовного кодекса. Это горячо обсуждаемая, вызвавшая общественный резонанс инициатива, называют ее законом об оскорблении чувств верующих. Расскажите кратко, какие поправки в эти законы вы просили внести и что из этого удалось, а что нет?

- Я думаю, что вопрос об оскорблении напрямую связан с вопросом о достоинстве, а достоинство – это основа для категории прав человека. Если у нас общество расколото, если на самом деле у нас существует полярные морали, то это огромная проблема для государства, поэтому мы должны вместе понимать, что такое ценности. Даже если у нас существуют какие-то маргинальные группы, которые культивируют свою маргинальную мораль, мы должны понимать, что в интересах всего общества, культивировать деликатность к таким вещам, как религиозные ценности. На мой взгляд, значительная часть радикализма, особенно в Европе – она спровоцирована. Я с опасением отношусь к этому. У нас, как вы знаете, в самом христианстве нет радикализма, нет экстремизма, нет даже оснований и вряд ли будут, и не надо их провоцировать. Нельзя допустить, чтобы под флагом христианства, как это сейчас на Украине, создавались экстремистские течения.

- Есть такое мнение – очень распространенное среди самих верующих, что истинно верующего человека оскорбить нельзя.

- Оскорбить нельзя, но можно создать ему неприятности. Когда при мне оскорбляют Господа, я понимаю, что Господь поругаем не бывает. Но государство не должно поощрять вещи, которые вызывают у человека отчуждение от государства, от страны. Куда идти такому человеку – в катакомбы или бежать из страны? Как воспитывать потом себя, друзей, семью свою – это очень серьезная проблема. Когда мы говорим об оскорблении, мы не должны действиями, которые зачастую являются эпатажными с точки зрения привлечения к человеку, к его продукту, провоцировать оскорбленное уязвленное чувство верующих.

- Как вы относитесь к называющим себя православным течениям, которые развиваются в стране активно в последние четыре года? «Сорок Сороков» – вы наверно знакомы с этими ребятами. И таких течений не одно. Это ли не настоящее оскорбление православия и самого бога? Люди выбивают извинения от деятелей культуры, актеров, журналистов. Ходят на судебные заседания давить на преследуемых по политическим статьям общественников. Ведут кампании против «аморальных» фильмов, рекламы, искусства. Пишут в полицию заявления на людей по известной "экстремистской" 282-ой статье, еще много чего делают, и их девиз: «Православие и спорт».

- Я не считаю, что они оскорбляют православие. Это молодежное общественное движение, я так понимаю, они во многом люди православные. Можно из самого мирного человека сделать агрессивного человека – не нужно больших усилий.

- Но агрессия как раз с их стороны, призывы к физической расправе, эмоциональное давление на ближних своих, простите.

- Я считаю, что всё – вопрос диалога. Если человек говорит, что его оскорбили, надо выслушать его. И найти решение. Если мы видим, что православная молодежь считает себя оскорбленной или некими методами госполитики в области культуры или некими частными инициативами, то мы должны вырабатывать консенсус, сидеть днями и сутками, чтобы выработать деликатные, уважительные решения. На основе наших, российских, исторических, традиционных ценностей.

От редактора:

Из долгого разговора с законодателем мы так и не узнали, есть ли у многомиллионной армии российских атеистов право на защиту, в том числе и от "православной молодежи"? Почему грубо нарушается закон, по которому запрещены любые богослужения в школах? Допустимо ли в светском государстве преследование деятелей культуры за "неправильные" с точки зрения РПЦ произведения искусства?..Зато узнали, что в Государственной Думе у РПЦ есть убежденный и верный лоббист, чей рабочий кабинет увешан иконами.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.


Вернуться в «Бар "Три березки"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

 : Отказ от ответственности