АЭС

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 26 апр 2017, 12:10

Российские ядерщики заинтересовались белорусским проектом мини-АЭС, которую за короткое время можно развернуть в любой точке мира, передает канал НТВ .
В РФ планируют возродить проект белорусской мини-АЭС советских времён
Проект был свернут после Чернобыльской катастрофы на волне страха перед ядерной энергией. Всё, что было создано, уничтожили. Теперь приходится восстанавливать по крупицам.
«Уникальный комплекс – мобильная атомная электростанция "Памир", уже прошедшая полевые испытания, была уничтожена 30 лет назад. Макеты в музее — это все, что осталось от проекта. Фактически, именно под эту задачу был создан отдельный ядерный институт. Путь – от эскизов до действующих образцов тогда занял 20 лет. На мобильную АЭС работал весь Союз, больше сотни предприятий», – говорится в репортаже.
Проект действительно был прорывной – 3 ЭВМ обеспечивали безопасность, система была полностью автоматизирована. По требованию военных, обслуживать этот «мирный атом» должны были не более 30 человек.
Заведующий лабораторией экспериментальной физики и ядерной безопасности экспериментальных установок Святослав Сикорин:
Есть целый ряд ноу-хау. По этой станции их огромнейшее количество просто. Которые, естественно, никому неизвестны. Ну и даже кто пытается взяться за такую разработку, когда продвинется дальше. Это все оказывается совсем непросто.
По его словам, «на полной мощности "Памир" должен был работать три года, в консервации – 10 лет».
Всего изготовили 2 комплекса. «Первый штатно отработал в поле. Но чернобыльская трагедия перечеркнула все. На фоне "ядерной истерии" институт получил приказ: проект закрыть, комплексы уничтожить».
Реанимировать проект пытались несколько раз, но всё заглохло. Беларусь в одиночку не тянет. «Россия, напротив, пытается решить вопрос самостоятельно. Действующий образец Министерству обороны обещали предоставить уже в 2020 году. Но сейчас признаются: нереально. Проект – в стадии бумажной подготовки», – говорится в материале.
Генеральный директор АО «Инжиниринговая кампания инновационных проектов» Минобороны РФ Игорь Конюшенко:
Идут обсуждения применения различных реакторов. На наш взгляд наиболее эффективный ректор – газоохлаждаемый аппарат. Который наиболее полно отвечает условиям Крайнего Севера.
Отмечается, что «при условии "фантастического" финансирования, имеющихся наработок и специалистов потребует не менее десяти лет, чтобы построить новую версию». Слишком многое разрушено с распадом Советского Союза.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 29 апр 2017, 12:56

В эти дни в самом центре Петербурга - на Балтийском заводе - готовятся к крайне опасной процедуре загрузки ядерного топлива в два реактора плавучей АЭС "Академик Ломоносов". Специалисты бьют тревогу и напоминают об авариях с утечками ядерного топлива.
Надежда Попова - специально для "Новых Известий"

Официальная позиция судостроителей и атомщиков выражена в заявлении пресс-службы Балтийского завода:

Все работы по строительству плавучего энергоблока, осуществляемые на Балтийском заводе, организованы в соответствии с федеральными нормами и правилами в области ядерной и радиационной безопасности и при строжайшем соблюдении всех необходимых мер безопасности под контролем надзорных органов федеральной власти (Ростехнадзор, Генеральная прокуратура, ФСБ РФ). «Балтийский завод-Судостроение» обладает всеми необходимыми компетенциями, разрешениями и лицензиями, подтверждающими готовность к осуществлению деятельности в сфере атомного судостроения.



Однако мнения независимых специалистов далеки от безоговорочного оптимизма и уверенности в том, что никаких атомных ЧП в центре Петербурга нет и быть не может.

- В ядерные реакторы загрузят почти 2 тонны бомбовых материалов. Об этом почему-то не знает мировая общественность, в частности, даже природоохранные министры скандинавских стран, - говорит доктор технических наук, профессор, один из самых авторитетных российских ученых-ядерщиков Игорь Острецов.- Далее. Плавучая АЭС никоим образом не застрахована от повторения серьезной аварии, вызванной «человеческим фактором».

Такая авария, напомним, случилась в августе 1985 года в бухте Чажма у поселка Шкотово-22 (Приморский край). Из-за нарушения технологии и требований техники безопасности при перезарядке активных зон ядерного реактора на атомной подводной лодке «К-431» произошла неуправляемая цепная реакция с жертвами. Во время взрыва погибли 11 подводников. От людей практически ничего не осталось! Они мгновенно превратились в пепел. Всего пострадали 290 человек. В центре взрыва уровень радиации, определенный позже по найденному золотому обручальному кольцу одного из сгоревших офицеров, составлял 90000 рентген в час.


Авария подводной лодки в бухте Чажма (август 1985 г) унесла жизнь 11 человек. Уровень радиации был 90000 рентген в час!
Кроме того, на плавучей атомной станции "Академик Ломоносов" находятся 8 активных зон, в которых располагаются ядерные материалы. Из рекламного буклета, подготовленного в государственной корпорации "Росатом", следует: "Плавучая станция"Академик Ломоносов" обладает пятью барьерами радиационной защиты, способна выдержать землетрясение силой 7–8 баллов по шкале Рихтера, а также падение самолета типа ЯК-40.

Миль пардон, а если это будет Boeing -737 или Airbus - 320?

- Всего этого недостаточно, чтобы считать плавучие атомные станции надежными и безопасными, - продолжает наш разговор профессор Острецов. - В качестве топлива на плавучей АЭС используется оружейный уран. Ряд важнейших параметров реакторов КЛТ-40С, предлагаемых для плавучей АЭС, сильно изменен по сравнению с прототипом – ледокольным реактором на ледоколах «Вайгач» и «Диксон». В частности, увеличена и активная зона ядерного реактора. Считаю, что российский проект плавучей атомной станции - это своего рода «мина» замедленного действия.

Мнение доктора технических наук, профессора Владимира Кузнецова:

-Наиболее вопиющие изъяны в проекте плавучей атомной станции - это отсутствие надежного обеспечения аварийной остановки реактора в ручном режиме при полном обесточивании АЭС. Далее -невозможность внутреннего и внешнего осмотра корпуса реактора на предмет контроля прочностных свойств металла, отсутствие расчетов анализов «запроектных» аварий, связанных, к примеру, с разрушением того же корпуса реактора, расплавлением его активной зоны или с ошибками персонала. К слову, вся история отечественного атомного флота является еще и историей замалчивания аварий. И, в первую очередь тех, которые были вызваны недостаточной подготовленностью экипажей.

А перенесение этих «традиций» в атомную энергетику может обойтись очень дорого!

Мнение генерального директора ООО "Декомиссия", физика-ядерщика, независимого эксперта Олега Бодрова (город атомщиков - Сосновый Бор, Ленинградская область):

– Весь долгий опыт испытаний ядерных корабельных установок говорит о том, что непредвиденные ситуации могут быть! К примеру, 1972 году были проведены испытания корабельной ядерной энергетической установки в Научно-исследовательском технологическом институте в городе Сосновый Бор, в 40 км от Санкт-Петербурга. Во время испытаний сгорела активная зона. И была нарушена герметичность ядерного реактора. А когда был проведен анализ причин аварии, выяснилось, что в это время проявились некоторые факторы, которые невозможно было предугадать перед началом испытаний. Ученые и проектировщики просто не смогли этого предвидеть.

Далее. В 1979 году во время испытаний ядерной корабельной установки в том же институте произошел сильный взрыв. Погибли 2 человека. Оба этих случая долгое время имели гриф "Совершенно секретно". К сожалению, для первой российской плавучей атомной станции еще не разработаны законодательные нормы, которые прописывали бы процедуры проведения таких испытаний. Во всяком случае, загружать ядерное топливо нужно не в центре пятимиллионного Петербурга. Это яснее ясного.

Между прочим, Санкт-Петербургский горный университет находится всего в 500 метрах от места стоянки плавучей АЭС "Академик Ломоносов", это 21 линия Васильевского острова, дом № 2.

Независимый эксперт в области ядерной энергетики Алексей Щукин( более 30 лет отработал на атомных ледоколах страны):

– Вероятность аварии на ядерных объектах существует всегда... Ядерная установка на плавучей АЭС была разработана в 60-е годы. И с тех пор она претерпела некие изменения. Впервые эту ядерную установку поставили на атомный ледокол "Ленин", позже - на другие атомоходы. П потом ее несколько модернизировали. В таком, модернизированном виде она и установлена на плавучей АЭС "Академик Ломоносов" ( важно - испытаний модернизированной установки не было - примечание редакции).

Авария может произойти по техническим причинам. Главная из них – течь первого контура. Они бывает двух типов: на отсекаемых участках – и тогда это еще поправимо. Такой участок можно просто отсечь... А вот если радиоактивная вода первого контура потекла в трубопроводы, которые отсечь невозможно, тогда она может распространиться по всей территории объекта. А если течь большая, то насосы могут просто не справиться. Тогда может наступить осушение активной зоны.

Справка

Плавучая атомная тепловая электростанция «Академик Ломоносов» проекта 20870 - это несамоходная баржа длиной 144 м, шириной 30 м и высотой с десятиэтажный дом. Водоизмещение 24 тыс. тонн. Имеет два реактора. Ядерное горючее - уран-235.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 30 май 2017, 08:55

Первую АЭС с вечным двигателем начали строить в России
Текст: Алексей Дуэль
4192
Рабочие на днях закончили возведение стен и приступили к внутренней облицовке и монтажу оборудования завода по производству ядерного топлива, первого по срокам сдачи элемента новой атомной станции "БРЕСТ-300" - опытно-демонстрационного энергетического комплекса нового поколения. Он создается в рамках революционного проекта "Прорыв", который может перевернуть всю энергетическую отрасль мира.
Изображение
Комплекс расположился на 42 гектарах одной из площадок ЗАТО "Северск" под Томском. Предполагается, что производство ядерного топлива здесь начнется в 2020 году, а еще через четыре года, когда будет готов реактор, здесь начнут не только производить электричество, но и "пережигать" то, что до сих пор называлось "отработанное ядерное топливо" и постепенно стало чуть ли не главной проблемой развития всей ядерной энергетики.

Первую в мире атомную станцию практически замкнутого цикла разработали в московском НИИ имени Н. А. Доллежаля. Ее основа - реактор, в котором в качестве теплоносителя выступает расплавленный свинец (поэтому диапазон рабочих температур начинается от 340 градусов), работающий на смешанном нитридном урано-плутониевом топливе.


- Этот реактор способен сам выделять тепло и сам готовить для себя новое топливо, - объясняет руководитель проекта создания реакторной установки "БРЕСТ-300" Андрей Николаев. - То, что остается в "котле" после реакции, химическими способами разделяется на разные элементы. Большая часть снова отправляется в реактор, еще будет небольшой остаток, который очень хорошо поддается переработке и безопасному захоронению. То есть после обработки отработанное топливо снова способно отдавать тепло. Поэтому для работы "БРЕСТа" подходит и то, что до сих пор считалось шлаками. Еще этому реактору требуется небольшое количество урана-238, но он весьма распространен и относительно недорог.

Очень важное свойство новой станции - ее безопасность. Характеристики "БРЕСТа" позволяют строить такие реакторы чуть ли не прямо в городах - никакой зоны отчуждения они не требуют, а при любом сбое и выходе системы за пределы заданных параметров весь процесс тут же затухает без выбросов радиации или опасных веществ. На случай таких инцидентов даже предусмотрена специальная система подогрева свинца в системе охлаждения реактора. Если он застынет в трубках, возродить станцию к жизни будет совсем непросто.

При нормальной работе такой АЭС собранное в активной зоне тепло свинец передаст воде через теплообменник. И уже та в виде пара с очень высокими параметрами будет вращать лопасти турбины электрогенератора. То есть высокое давление окажется отдалено от реактора, что еще больше повысит безопасность системы.

Как считают на Северском химическом комбинате, которому выпало строить первый в мире почти безотходный ядерный энергетический комплекс, их опытно-демонстрационная установка вряд ли будет экономически рентабельной. Ее мощность - всего 300 мВт, основная задача - отработать технологию и показать, что такое возможно. А затем можно будет заняться дожиганием отработанного топлива с других станций, ледоколов и подводных лодок. Зарабатывать на генерации можно на более мощных реакторах. Например, сейчас обсуждается строительство такого комплекса, включающего два реактора по 1200 мВт каждый. Они могут разместиться здесь же, в Северске. По предварительным данным, для этого комплекса будет достаточно примерно такого же по размерам и параметрам безопасности участка, как и для 300-ваттника. Но это, как и многочисленные возможные заказы на постройку подобных чистых реакторов по всей стране и за рубежом, дело будущего. Пока все ждут 2024 года, когда будет запущен первый комплекс, сооружение которого идет сейчас. Строителей и разработчиков, кстати, никто не торопит, - дело ведь новое, и если возникает необходимость провести какие-то дополнительные исследования, лучше это сделать сейчас. Поэтому и сроки перед ними стоят не жесткие, а ориентировочные.

- Я такую крамольную вещь скажу: сейчас наша стройка - вторая по важности в стране после Крымского моста, - делится Андрей Николаев. - И когда мы закончим, реактор заработает, Россия станет обладателем такой технологии, которой ни у кого и близко нет, и мы еще больше укрепим наш паритет перед всем остальным миром.

Есть еще и другая проблема, которая стоит перед всей атомной отраслью. С развитием альтернативных источников энергии начинается конкуренция между разными способами генерации. Как бы ни были эффективны ядерные электростанции, проблема вывода их из эксплуатации, захоронения топлива, опасения и последствия аварий - все это может подтолкнуть человечество к отказу от строительства новых АЭС. Не случайно уже и Росатом, и другие сугубо атомные структуры включаются в создание элементов для солнечных батарей, разрабатывают новые модели ветряков. Потребителю ведь все равно, ток из какого источника попадает к нему в розетку.

- Мне одна пенсионерка сказала: "А зачем мне ваша атомная станция? Телевизор я могу и при лучине посмотреть", - вспоминает генеральный директор Сибирского химического комбината Сергей Точилин. - То есть люди уже настолько привыкли в мире электричества, что даже не очень понимают, откуда оно берется и насколько от него зависит их жизнь. Сейчас атомщикам приходится толкаться локтями не только между собой, но и с теми, кто занимается получением энергии из других источников. Проект "Прорыв" покажет всем, что АЭС может быть выгодным, чистым, безотходным, экологически безопасным. И это будет новой вехой в развитии всей мировой энергетики.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 11 июн 2017, 12:12

Сорок три гектара территории, серые монолитные стены, обильно торчащая в небо арматура, краны и 600 рабочих. Через три года на этом месте, в закрытом городе Северске, в 25 километрах от Томска, начнет работать первая в мире Perpetuum Mobile мощностью 300 мегаватт — атомная станция с замкнутым топливным циклом и расплавленным свинцом в качестве теплоносителя. Предприятие называется опытным, так как супертехнологии для него пока рассчитаны лишь на математических моделях. Однако, проверив их на действующем реакторе, наши атомщики получат референтную АЭС нового поколения, оторвавшись от конкурентов из Toshiba, Areva и прочих на десятилетия. Проект, который имеет говорящее название «Прорыв», обещает энергию без опасности и, главное, без добычи урана.

Скептики и мирный атом

Пара слов для тех, кто считает мирный атом пережитком. Потребность человечества в энергии удваивается каждые 20 лет. Сжигание нефти и угля приводит к ежегодному образованию порядка полумиллиарда тонн сернистого газа и окислов азота, то есть по 70 килограммов вредных веществ на каждого жителя земли. Использование АЭС эту проблему снимает. Мало того, запасы нефти ограничены, а энергоемкость одной тонны урана-235 примерно равна энергоемкости двух миллионов тонн бензина.

Важна также себестоимость. На ГЭС киловатт-час электроэнергии обходится в 10-25 копеек, но гидропотенциал в развитом мире практически исчерпан. На угольных или мазутных станциях — 22-40 копеек, но встают экологические проблемы. На промышленных ветряных и солнечных электростанциях — 35-150 копеек, дороговато, да и кто гарантирует постоянный ветер и отсутствие облаков. Себестоимость атомной энергии — 20-50 копеек, она стабильна, создает куда меньше экологических проблем, чем сжигание нефти и угля, ее потенциал безграничен.

Наконец, российский мирный атом оказался почти вне конкуренции. В 2010 году, когда после 24-летнего «похолодания» многие страны снова захотели строить АЭС, наши реакторы оказались дешевле и не хуже японских, французских и американских прототипов. Более того, мы, в отличие от конкурентов, все эти годы строили АЭС — «Росатому» было что показать потенциальному заказчику.

Руководство госкорпорации грамотно распорядилось полученной форой. В итоге Westinghouse Electric в прошлом году обанкротилась. Toshiba, выкупившая ранее Westinghouse Electric, дышит на ладан. Финансовое состояние Areva тоже завидным не назовешь. Зато на «Атомэкспо-2016» приехали делегации 52 стран. У 20 из этих стран атомной энергетики до сих пор не было. Теперь они впервые появятся в Египте, Вьетнаме, Турции, Индонезии, Бангладеш — наши, российские АЭС.

Глубокий ад

Основная проблема атомной энергетики сегодня — топливо. Рентабельно извлекаемого урана на земле осталось 6,3 миллиона тонн. При учетах роста потребления хватит приблизительно на 50 лет. Стоимость — около 50 долларов за килограмм руды сегодня, но по мере вовлечения в добычу менее рентабельных месторождений она будет расти до 130 долларов за килограмм и выше. Есть, конечно, добытые запасы, и не маленькие, но и они не навсегда.

Уран добывается тяжело или очень тяжело. В породе урановой руды бывает порядка 0,1-1 процента, плюс-минус. Залегают руды на глубине около километра. Температуры на разработках выше 60 градусов по Цельсию. Добытую породу необходимо растворить в кислоте, чаще серной, чтобы из раствора выделить урановую руду. На некоторых месторождениях под землю сразу закачивают серную кислоту, чтобы потом забрать ее вместе с растворенным ураном. Однако есть урановые породы, которые в серной кислоте не растворяются...

Наконец, в очищенном уране только 0,72 процента необходимого изотопа — уран-235. Того самого, на котором работают атомные реакторы. Выделить его — отдельная головная боль. Уран превращают в газ (гексафторид урана) и пропускают через каскады центрифуг, вращающихся со скоростью порядка двух тысяч оборотов в секунду, где отделяют легкую фракцию от тяжелой. Отвал — уран-238, с остаточным содержанием урана-235 0,2-0,3 процента, в 50-е годы просто выбрасывали. Но потом стали хранить в виде твердого фторида урана в специальных контейнерах под открытым небом. За 60 лет на земле накопилось порядка двух миллионов тонн фторида урана-238. Зачем его хранят? Затем, что уран-238 может стать топливом для быстрых атомных реакторов, с которыми до сих пор у атомщиков были сложные отношения.

Свинцом по натрию

Всего в мире было построено 11 промышленных реакторов на быстрых нейтронах: три в Германии, два во Франции, два в России, по одному в Казахстане, Японии, Великобритании и США. Один из них — SNR-300 в Германии так и не был запущен. Еще восемь остановлены. Работающих осталось два. Как вы думаете где? Правильно, на Белоярской АЭС.

С одной стороны, реакторы на быстрых нейтронах безопаснее привычных, тепловых. В них нет высокого давления, нет риска пароциркониевой реакции и так далее. С другой — напряженность нейтронных полей и температура в рабочей зоне выше, сталь, которая бы сохраняла свои свойства при том и другом параметрах, изготовить сложнее и дороже. К тому же, в качестве теплоносителя в быстром реакторе нельзя использовать воду. Остаются: ртуть, натрий и свинец. Ртуть отпадает по причине высокой коррозионной активности. Свинец надо умудриться поддерживать в расплавленном состоянии — температура плавления 327 градусов. Температура плавления натрия — 98 градусов, поэтому все быстрые реакторы до сих пор делали с натриевым теплоносителем. Но натрий слишком бурно реагирует с водой. Случись повреждение контура... Как и вышло на японском реакторе «Мондзю» в 1995 году. В общем, с быстрыми оказалось слишком сложно.

Не волнуйтесь, не застынет

— Не волнуйтесь, свинец в нашем реакторе «Брест-300» не только никогда не застынет, но никогда не охладится ниже температуры в 350 градусов, — рассказывает руководитель проекта по созданию БРЕСТ-ОД-300 Андрей Николаев. — За это отвечают специальные схемы и системы. Это совершенно новый проект, не имеющий отношения к свинцово-висмутовым реакторам, которые стояли на подводных лодках. Здесь все разрабатывалось с учетом последних разработок, технологий, достижений. Это будет первый в мире быстрый реактор со свинцовым охлаждением. Недаром же он называется «Прорыв». Перед вами предприятие будущего — АЭС четвертого поколения с замкнутым топливным циклом.

По стройке полазить мне не дали — здесь гриф секретности. Фотографировать тоже не разрешили, поэтому снимки не мои. Их делал человек, которому заранее объяснили, с каких ракурсов можно запечатлевать объект, а с каких нельзя. Зато Андрей Николаев подробно объяснил, почему и в каком порядке строятся три завода «Прорыва» и как атомная станция может работать без урана.

Предприятие будет состоять из трех заводов: завод по производству топлива, собственно реактор и завод по переработке топлива. Завод по производству топлива будет фабриковать абсолютно нового состава твэлы, не имевшие аналога в мире. Это смешанное нитридное уран-плутониевое топливо — СНУП. Делящимся материалом в новом реакторе будет плутоний. А уран-238, сам не делящийся, будет попадать под облучение тепловыми нейтронами и превращаться в плутоний-239. То есть реактор «Брест-300» будет выделять тепло, электричество, а кроме того, для самого себя готовить топливо.

Двух зайцев одним выстрелом

В мире сегодня работают 449 мирных промышленных атомных реакторов и еще 60 строятся. Во время эксплуатации этих реакторов, прошлых и будущих, возникает плановая проблема — отработанные тепловыделяющие сборки. Сначала их складывают в специальные ванны, где они несколько лет «остывают». Затем, «остывшие» твэлы складывают в «сухие» хранилища, где они накапливаются в больших количествах. Мощностей, способных перерабатывать отработанные сборки в разы меньше, чем необходимо. Почему? Потому что это очень сложно и дорого.

В проекте «Прорыв» будет построен собственный завод по переработке топлива. Как вы уже догадываетесь, завод этот будет не только уничтожать отгоревшее топливо, но выдавать на выходе сырье для новых сборок. Старые твэлы будут растворять в кислоте, возможно серной, затем на заводе с помощью непростых химических технологий разделят раствор поэлементно. Ненужное кондиционируют и захоронят, нужное используют. Кроме сырья для нового топлива, предприятие будет добывать из старых сборок редчайшие изотопы тяжелых элементов, востребованные в медицине, науке и промышленности.

Кстати, мощность реактора в 300 мегаватт выбрана не случайно. При этой мощности он будет производить столько же плутония, сколько потребляет. Такой же реактор с большей мощностью произведет больше топлива, чем потребит. Так что один раз загруженный реактор «Брест» будет работать как заурядный Perpetuum Mobile. Потребуется только небольшая подпитка предприятия обедненным ураном. Ну а уран-238, как я уже упоминал, накоплен атомной промышленностью в таком количестве, что хватит на вечность.

Большая кастрюля

— Чтобы вы представили себе реактор, — продолжает Андрей Николаев. — Это кастрюля высотой 17 метров и диаметром 26 метров. В нее будут опущены тепловыделяющие сборки. Через нее будет циркулировать теплообменник — расплавленный свинец. Все оборудование от и до только российского производства. Это будет совершенно безопасный реактор с запасом реактивности меньше единицы. То есть в соответствии с законами физики ему просто не хватит реактивности для разгона. Масштабные аварии на нем не-воз-мож-ны. Никогда не потребуется эвакуация населения. Любой сбой, если он случится, не выйдет за границы здания предприятия. Даже выбросов в атмосферу в результате гипотетической аварии не будет.

В реакторе «Брест-300» будет внедрена автоматическая очистка теплоносителя. Теплоноситель нового реактора, то есть свинец, не потребует замены никогда. Таким образом исключается еще один проблемный отход традиционной ядерной энергетики — ЖРО.

Проблемы решаются по ходу

Авторы проекта «Брест-300» НИКИЭТ имени Доллежаля. Деньги выделяются в срок, строительство идет запланированными темпами, завод по фабрикации топлива начнет работать первым. Пуск реактора назначен на 2024 год. Затем будут достраивать модуль переработки топлива. Параллельно со строительством продолжаются работы по НИОКР. По результатам этих работ в строительство периодически вносятся изменения, поэтому окончательная финальная временная точка не называется.

У проекта «Брест» в академических кругах есть недоброжелатели. Это понятно, проект победил на конкурсе, в котором участвовали еще несколько именитых институтов. Критики называют технологии, используемые в «Бресте», — недоработанными. В частности, ставят под вопрос использование расплава свинца в качестве теплоносителя и так далее и тому подобное. Мы не будем влезать в детали, они слишком сложны и неоднозначны. С другой стороны — почему мы должны не доверять нашим атомщикам? Все проекты, которые СССР, а вслед за ним Россия делали в атомной отрасли, оказывались на шаг впереди западных и восточных аналогов. Так какие у нас основания полагать, что на этот раз что-то пойдет иначе? Мне кажется, стоит просто порадоваться за «Росатом» и ТВЭЛ и в то же время за себя, ведь это же наша корпорация.
https://youtu.be/JMrUYO9PcFU
Павел Орлов
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 14 июл 2017, 19:22

Балтийский завод в Санкт-Петербурге завершает сооружение энергоблока для первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции "Академик Ломоносов", его готовность составляет уже 96%, сообщил журналистам руководитель проекта Балтийского завода по строительству этого энергоблока Алексей Владимиров, передает РИА Новости .
Плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов" предназначена для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, в частности, для обеспечения надежного энергоснабжения Чукотки.
Балтийский завод завершает сооружение плавучего атомного энергоблока
В настоящее время плавучий энергоблок находится в завершающей стадии строительства. Общая техническая готовность — порядка 96%. На судне смонтированы все основные механизмы и оборудование. Плановый срок окончания строительства — 30 ноября 2017 года
— сказал Владимиров.
С июля 2016 года идут швартовные испытания плавучего энергоблока. Заказчик строительства концерн "Росэнергоатом" (электроэнергетический дивизион госкорпорации "Росатом") планирует ввести его в эксплуатацию на Чукотке в декабре 2019 года.
После сдачи заказчику и до начала эксплуатации плавучий атомный энергоблок, возможно, будет находиться в режиме временной стоянки на территории предприятия госкорпорации "Росатом" ФГУП "Атомфлот" в Мурманской области, сообщил заместитель генерального директора Росэнергоатома Павел Ипатов.
Мы планируем, что энергоблок уйдет от стен Балтийского завода в мае-июне 2018 года. До июля 2019 года, когда будет готова береговая инфраструктура в порту Певек, блок будет находиться в режиме временной стоянки
— сказал Ипатов. Это такой же штатный режим, как сооружение, эксплуатация или ремонт блока, пояснил он.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 24 июл 2017, 10:34

Изображение
Комиссия по атомной энергетике США начала процесс одобрения дизайна модульной атомной электростанции мощностью 600 МВт от компании NuScale Energy. Если одобрение будет получено, — уже через десять лет американская электроэнергетика может сильно измениться, пишет MIT Technology Review.
Компания NuScale Energy, расположенная в Портленде, штат Орегон, специализируется на создании маленьких модульных ядерных реакторов (SRM), которые можно собирать как в полномасштабные электростанции, так и использовать отдельно на небольших производствах. Согласно документам МАГАТЭ, в мире существует около 50 разновидностей SRM, четыре из которых находятся на стадии проектирования — в Аргентине, России и Китае.
Если эти разработки будут внедрены, то небольшие и потенциально более безопасные ядерные реакторы можно будет производить массово и решить проблему дороговизны электроэнергии, вырабатываемой АЭС. И конечно, снизить риск глобального потепления, заменив компактными атомными реакторами газовые и угольные электростанции.
ИИ создал реалистичное видео с речью Обамы
Модули NuScale по меркам ядерных реакторов совсем небольшие — около 20 метров в высоту и четыре метра в ширину. Их можно разобрать на три части и отправить баржей, фурой или поездом в нужное место для сборки. Реакторы будут помещены под землю в бассейн с водой, который будет служить охладителем. Это избавит от необходимости использования дополнительных резервуаров, насосов и труб. В случае аварии, землетрясения или цунами, реактор будет автоматически остановлен и охлажден без вмешательства человека.
Благодаря своей модульности реакторы NuScale можно собрать в электростанцию с любой мощностью. Технология позволит снизить стоимость таких станций и привлечь больше финансирования в эту отрасль. Например, 12-модульная конфигурация NuScale на 600 МВт будет стоить $3 млрд, что дешевле традиционных АЭС.
Первой атомной станцией NuScale будет владеть муниципальная электросеть штата Юта, а оператором будет компания Energy Northwest. Если пойдет по плану, мини-АЭС начнет производить электричество в 2026 году, что, конечно, нескоро, но NuScale пока единственная компания в мире, которая близка к созданию первого работающего компактного ядерного реактора.
«Гражданская война» разделит биткойн на две криптовалюты уже в августе
Составлен план реализации программы по запуску первых модульных реакторов в Великобритании, которые к 2030 году должны будут составить основу чистой энергетики страны. Важная часть этого плана — взаимодействие коммерческих организаций и государства, без которого, уверены ученые, инициатива обречена на провал.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 05 сен 2017, 18:08

К 2020 году в интересах Минобороны будут созданы передвижные атомные энергостанции мощностью до 1 мегаВатта.
Министр обороны дал команду сделать пилотный проект атомных станций малой мощности в интересах Минобороны. Проект уже идет и находится на стадии научно- исследовательской работы
- сообщил ТАСС гендиректор "Инжиниринговой компании инновационных проектов", выступающей интегратором программы, Юрия Конюшко.
Планируется, что мобильные атомные реакторы будут создаваться в двух вариантах - мощностью в 100 килоВатт и 1 мегаВатт, уточнил Конюшенко. Эти установки, в первую очередь, создаются для освоения Арктики и по модульному принципу. В зависимости от модификации они будут размещаться на колесном шасси МАЗ или КамАЗ, а в условиях Арктики - на санях.
Минобороны заказало мобильные атомные реакторы для Арктики
Ожидается, что предварительные данные по этим установкам будут предоставлены военным до конца нынешнего года. Потом начнутся опытно-конструкторские работы и изготовление опытного образца. Это может занять полтора-два года. Гендиректор компании уточнил, что к 2020 году будет необходимо подготовить серийное производство таких энергетических установок.
Стоит добавить, что подобные разработки велись еще в СССР. Например, в 1973 году в Белоруссии начались работы по созданию передвижного атомного реактора. Проект носил название "Памир" и в 1985 году была создана и пущена первая в мире передвижная атомная электростанция "Памир-630Д". Она размещалась на нескольких специальных полуприцепах. В качестве основного тягача для установки использовался автомобиль МАЗ-7960, специально разработанный на основе тягача МАЗ-537.
Изображение
Реакторный блок, являющийся самым тяжелым элементом всей установки, был смонтирован на специальном полуприцепе МАЗ-9994 грузоподъемностью 65 тонн.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 02 мар 2018, 15:41

Российские «реакторы будущего» обретают реальность
Вчера, 15:00

Глава «Росатома» Алексей Лихачев на встрече с президентом России Владимиром Путиным сообщил, что им в правительство РФ подано предложение на постройку в 2020-х годах первого атомного блока на «быстрых нейтронах» БН-1200. Одновременно с этим руководство корпорации не исключает, что в еще в нынешнем году может начаться и строительство другого «прорывного» реактора с металлическим теплоносителем («Брест-ОД-300»).
Замыкание цикла на БН-1200
Итак, «Росатом» определился. Напомню, что ранее реализацию проекта БН-1200 отложили до окончания полного цикла испытаний реактора БН-800, который является прототипом для будущей серийной российской установки.

Он был запущен в декабре 2015 года и передан в эксплуатацию 1 ноября 2016-го. С тех пор он проработал более года в штатном режиме, что дает руководству концерна «Росатом» основание предлагать свой, теперь уже серийный, реактор БН-1200 к постройке сначала в России, а затем и за рубежом.
Да, иностранным покупателям по словам главы «Росатома» он тоже будет предлагаться.
Почему же так важен для России реактор на быстрых нейтронах? Дело в том, что ядерная энергетика имеет свою специфику. Это при сжигании угля, нефтепродуктов или газа топливо, сгорев один раз, превращается в отходы производства и энергию. В ядерных реакциях все много сложнее.
Выгруженное из реактора отработанное топливо можно отвезти на завод, который разделит его на отдельные элементы (изотопы), значительную часть из которых можно вновь использовать. И не просто использовать, а заставить «работать» те изотопы, которые до сих пор лежат в отвалах. Таким образом решается сразу несколько важных задач. Во-первых, резкое увеличение сырьевой базы российской атомной энергетики и фактическая ее независимость в любой обозримой перспективе от открытия новых месторождений урана и от месторождений, находящихся за границей. Во-вторых, значительное уменьшение количества остающихся радиоактивных «отвалов».
Именно в этом и состоит идея концепции «Прорыв». Причем в ее рамках создание реакторов типа БН-1200 является только одним из направлений. Да, он проще, и уже готов его рабочий серийный проект, но и одновременно имеет некоторые неустранимые недостатки. Во-первых, полное замыкание цикла возможно только при совместной работе реакторов ВВЭР-1200 и БН-1200 (в пропорции 2 к 1). А еще реакторы БН — менее экономичны из-за расходов по соблюдению режима безопасной эксплуатации.
Жидкий натрий, который используется в них в качестве теплоносителя, очень активен, и с ним очень много технологических проблем, решение которых усложняет конструкцию блока и стоит денег.
Будущее за БРЕСТом
Гораздо лучшие перспективы вырисовываются при доведении до промышленного образца принципиально нового реактора со свинцовым теплоносителем типа «Брест». Он в теории имеет просто идеальные характеристики.
Его отработанное ядерное топливо имеет свою специфику и коэффициент воспроизводства близкий к 1 (это значит, что основную массу горящих изотопов для последующих заправок он сам для себя и производит), что позволяет производить переработку отработанного в реакторах топлива прямо на месте. Фактически АЭС с реакторами «Брест» это замкнутый цикл производства. А это также сокращает его стоимость. Но самый важный плюс реакторов подобного типа в следующем: из-за резкого снижения затрат на их строительство, снижается и конечная стоимость производимой на них электроэнергии.
Российские «реакторы будущего» обретают реальность
По сути, реакторы типа «Брест» бескорпусные. Это бетонные бассейны, куда в теплоноситель (свинец) опускается активная зона. Разгерметизация контуров металлического теплоносителя (самая главная проблема реакторов БН-1200) или опасность взрыва, в случае реакторов ВВЭР здесь исключена.
И как следствие всех вышеперечисленных факторов по итогу производимая на реакторах «Брест» электроэнергия будет стоить как электроэнергия, производимая на уже ставших традиционными ВВЭРах.
На сегодня в целом НИОКР по опытному демонстрационному проекту «Брест-ОД-300» завершены и, по словам директора блока по управлению инновациями «Росатома» Вячеслава Першукова, не исключено, что начало строительство опытного блока будет начато уже в 2018 году:
«Сейчас мы рассматриваем вопрос, чтобы, может быть, начать строительство с 2018 года. Начало или конец 2018 года – будет зависеть от того, когда мы полностью закончим корректировку проектно-сметной документации».
Проработка технологий реакторов с жидкометаллическим теплоносителем имеет и еще одно очень важное для России значение — военное (хотя прямого отношения к проектам БН и «Брест» это, конечно, не имеет).

Очень похоже, что новая перспективная атомная лодка пятого поколения «Хацки» (условное название) будет иметь именно такой реактор, который позволит ей не только иметь уровень скрытности на уровне современных дизель-электрических ПЛ, но и резко уменьшить размеры лодки и иметь при этом очень хорошие разгонные характеристики, позволяющие ей легко уходить от атак современных торпед, находящихся на вооружении вероятного противника.
А что остальной мир? Возникает вопрос: а как при этом обстоят дела с подобными реакторами в других странах? Да никак не обстоят. Никто из иностранных атомных игроков не ставит перед собой таких амбициозных и системных задач. Американцы в этом направлении не работают от слова совсем. Французы и японцы, промучившись несколько десятков лет со своими образцами, поставили пока на этих программах крест, а остальные игроки пока очень слабы в технологическом плане, чтобы пытаться создавать нечто подобное.
Автор: Юрий Подоляка (Yurasumy)
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 08 мар 2018, 17:49

На совещании на Балтийском заводе обсудили вопросы подготовки плавучего энергоблока к перегону в Мурманск.
Готовность плавучего энергоблока (ПЭБ) "Академик Ломоносов", который строят на Балтийском заводе, составляет 95%. Об этом стало известно в ходе совещания на предприятии, передает пресс-служба "Объединённой судостроительной корпорации" (ОСК).

"В ходе совещания обсуждались вопросы достройки плавучего энергоблока, организация работ по завершению швартовых испытаний, подготовка ПЭБ к перегону в Мурманск и проведение работ по загрузке ядерного топлива в реакторные установки, обеспечение стоянки энергоблока", - говорится в сообщении.

Плавучий энергоблок проекта 20870 строят для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме. Назначенный срок службы - 35-40 лет.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 07 дек 2018, 21:41

В Мурманске, на единственном в мире атомном плавучем энергоблоке (ПЭБ) «Академик Ломоносов», который сооружается на площадке ФГУП «Атомфлот» (предприятие Росатома) при участии специалистов АО «Балтийский завод», первая из двух реакторных установок (РУ-1) выведена на энергетический уровень мощности 10%. Таким образом, на ПЭБ состоялся энергетический пуск одного из двух реакторов – реактора правого борта.

«Энергетический пуск – это победа всего Росатома, – отметил заместитель генерального директора – директор по специальным проектам и инициативам Концерна «Росэнергоатом» Павел Ипатов. – Это крайне важный этап, который осуществляется в рамках комплексных испытаний, и является по сути функциональной проверкой всего оборудования. Он проводится последовательно в несколько этапов: первый этап осуществляется на уровне 1-10% от номинальной мощности, а заключительный – на 110%. На каждом этапе проводится освоение режимов работы оборудования, автоматических регуляторов, системы безопасности и других устройств и систем, обеспечивающих возможность и, главное, безопасность дальнейшего подъема мощности энергоблока».

По его словам, перед энергетическим пуском РУ были подготовлены все необходимые условия для надежной и безопасной эксплуатации всего пускового комплекса: укомплектован и обучен оперативный и ремонтный персонал, разработаны эксплуатационные инструкции и оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности, подготовлены запасы топлива, материалов, запасные части, введены в действие системы диспетчерского и технологического управления (СДТУ) с линиями связи, системы пожарной сигнализации и пожаротушения, радиационного контроля, управления и защиты, вентиляции, устройства переработки и хранения радиоактивных отходов.

В ближайшее время планируется поэтапно нагрузить обе реакторные установки ПЭБ до номинальной мощности, чтобы подтвердить все заложенные в них характеристики и возможность эксплуатации в течение всего срока службы. Также будут определены основные характеристики обслуживающих систем ПЭБ на соответствие техническому проекту.

Напомним, что главный этап пусковых операций – комплексные испытания ядерной энергетической установки ПЭБ – успешно стартовал 25 ноября и продлится до весны 2019 года. Основная задача данной технологической операции – убедиться, что плавучий энергоблок полностью готов к промышленной эксплуатации. Осенью 2019 года плавучий энергоблок будет отбуксирован в порт г. Певека (Чукотский автономный округ), где в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) заменит выбывающие мощности Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ.


Для справки:

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 - это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. ПЭБ предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и его основная цель – обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. Кроме того, такие энергоблоки могут работать в островных государствах, на их базе может быть создана мощная опреснительная установка. В настоящее время Росатом уже работает над вторым поколением ПАТЭС - оптимизированным плавучим энергоблоком (OFPU), который будет меньше своего предшественника. Его предполагается оснастить двумя реакторами типа RITM-200M мощностью 50 МВт каждый.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 28 янв 2019, 14:20

На американском портале The Drive на днях опубликована статья Джозефа Тревитника The U.S. Military Wants Tiny Road Mobile Nuclear Reactors That Can Fit In A C-17 ("Американские военные хотят крошечные мобильные ядерные реакторы, которые могут поместиться в С-17"). В статье рассказывается о том, что американские ВС решили заказать разработку мобильных АЭС для своих нужд.

Управление стратегических возможностей и обеспечения ВС США обратилось к потенциальным разработчикам с просьбой представить свои предложения по мобильным АЭС для ВС в соответствии с заявленными требованиями. Нужны они, мол, для удовлетворения постоянно растущего спроса на электроэнергию в современной армии при проведении операций в отдаленных местах с суровыми условиями. Уведомление об этом было опубликовано неделю назад на одном из основных "гостендерных", выражаясь нашими понятиями, сайтов, и через несколько дней требования по Project Dithulium, как они его назвали, были уточнены.

Они хотят получить мобильную АЭС весом около 40 т, мощностью 1-10 МВт, помещающуюся на трейлер-полуприцеп, способную перевозиться по морю и в военно-транспортном самолете С-17А. Речь, очевидно, о контейнерном исполнении. Время развертывания станции после доставки — не более 3 дней, а свертывания — неделя. Весьма щадящие требования, надо заметить. В течение года (хотя сроки начала этого периода не утверждены) управление будет ожидать проектов от заинтересованных корпораций, затем выберет одного разработчика и будет ждать готового прототипа к 2025 г., если финансирование этого этапа в итоге утвердят, и если сроки не сорвут — и то, и другое возможно.

Нужна эта мобильная, точнее, транспортируемая (потому что контейнер сам себя не перевозит) АЭС военным США по следующим причинам. Энергопотребление в ведущих армиях мира непрерывно возрастает — все больше электроники, АСУ различных уровней, систем связи, РЛС, систем РЭБ. Ожидается еще большая потребность ввиду появления различных средств защиты войск от малоразмерных БПЛА, или, скажем, развития оружия на новых физических принципах, вроде ЭМИ-оружия, электромагнитных ускорителей, лазеров, или, скажем, электрических или гибридных транспортных средств, требующих зарядки, электро-БПЛА или, скажем, наземных робототехнических комплексов на электропитании.

ВС США в настоящее время полагаются или на местные электросети (что, кстати, в боевой обстановке запрещается, положено на автономное питание переключаться), или же на свои дизель-генераторы и ДЭС различных уровней. Но в отдаленных районах или же в районах с опасной обстановкой могут быть и перебои с поставками ГСМ, как в составе колонн, так и с переброской авиацией. Американцы не забыли, как возили вертолетами "горючку" в Афганистане, которая превращалась в "золотую", потому что не могли обеспечить проход колонн. Это когда у них там войск было, вместе с союзниками, вдвое больше, чем у СССР, который почему-то таких проблем почти не испытывал. Также американцы полагают, что в войне с серьезным высокотехнологичным противником может легко сложиться ситуация, когда и по воздуху ничего не перебросишь, потому что ПВО противника не дает, и по земле тоже не особенно. В итоге родились требования обеспечения возможности ведения боевых действий бригадной боевой группы в течение недели без поставок. Очевидно, АЭС происходит и из них тоже.



Проект мобильной АЭС Holos

В настоящий момент уже есть несколько потенциальных предложений по теме, точнее, есть несколько проектов, которые, в общем, могли бы подойти. Так, есть проект MegaPower от LANL — Лос-Аламосской национальной лаборатории. Он дает 1 МВт энергии (речь и тут и выше идет об электрической энергии, а не о тепловой, выдаваемой реактором) и удовлетворяет выдвинутым требованиям о мобильности и времени развертывания и свертывания. Есть проект e-Vinci от Westinghouse — это целая серия микрореакторов от 25 кВт до 200 МВт, но время развертывания велико — порядка месяца. Оба эти проекта не используют водяное охлаждение и теплопередачу, будучи системами воздушного охлаждения на так называемых "жаровых трубах". Есть еще проект от Filippone and Associates LLC, называемый Holos — реактор с газовым охлаждением, для которого заявлена мощность от 3 до 13 МВт (для сборки из 4 модулей, помещающейся в контейнер) и временем службы якобы аж в 60 лет (против 5-10 лет у конкурентов). Есть еще проекты от URENCO, но они совершенно не подходят по времени развертывания и свертывания.

[media=https://youtu.be/RPI8G6COc8g||Мобильная АЭС MegaPower от LANL]

[media=https://www.youtube.com/watch?v=NmQ9ku9ABCs||Схема работы реакторного модуля Holos]

Надо заметить, что на решение американцев заняться этим вопросом повлияло то, что подобная мобильная АЭС скоро поступит на вооружение ВС РФ. Примерно через 2-3 года должен быть готов опытный образец мобильной АЭС сухопутного базирования для ВС РФ, предназначенный в первую очередь для Сибири и крайнего Севера. А к 2023г. ОКР может быть завершена, если, конечно, тоже сроки не сдвинутся. Но, в отличие от американцев, у нас не хотят транспортируемой схемы и трейлеров. А понимая, что у нас с дорогами бывает всяко, а на Севере часто вообще никак, предпочли модульную схему, предназначенную или для вездеходной самоходной колесной, или же гусеничной баз. Мощность же планируется трех вариантов — 100 кВт,1 МВт и 10 МВт. Более того, у многих аналитиков есть подозрение, что и лазерный боевой комплекс "Пересвет", боевые позиции которого постепенно появляются в различных ракетных дивизиях РВСН, также может иметь небольшой ядерный источник энергии. Хотя это только подозрения и слухи, и вполне возможно, что там обычный источник энергии. Но кроме этого, в России создаются и подводные малые АЭС. Так, проект НИКИЭТ "Шельф" предусматривает создание как наземного, так и подводного донного варианта станции мощностью 6.4МВт. "Шельф" официально предлагается для будущих работ в Арктике на создании мощных донных комплексов разведки и добычи, а неофициально на Западе многие подозревают, что нужен он также для новой мощной гидроакустической подводной сети слежения, известной как "Гармония". АТГУ (автономная турбогенераторная установка) "Шельф" имеет массу, вместе с прочным внешним корпусом для погружения на дно порядка 350т, и мощность порядка 44-50кВт, время работы без техобслуживания — 5000ч.. Есть еще проект "Айсберг" от ЦКБ МТ "Рубин" и ОКБМ им. Африкантова — мощностью до 24МВт и время работы без техобслуживания до 8000ч. Но этот проект предлагается в первую очередь для мирного освоения арктических глубин. Есть также проект "африкантовцев" ПНАЭМ, от 10 до 50 Мвт.

Разумеется, парням из Пентагона стало обидно, и они захотели иметь нечто похожее. Но надо заметить, что все эти наши и американские проекты базируются на мощном заделе в обеих сверхдержавах по этой теме. Кроме разве что подводных АЭС, но тут опыт постройки АПЛ пригодился. И в СССР, и в США начиная с 50-х годов активно работали над передвижными малыми АЭС, это тогда казалось вполне естественным, вместе с проектами и даже опытными образцами атомных локомотивов, атомных самолетов и даже атомной ручки. И были по этой теме вполне реальные результаты и в 50-60-х годах, и позже, в 70-80-х. Но после аварии на ЧАЭС волна "радиофобии" чуть не смыла эту тему в канализацию окончательно. Но прошли десятилетия, и атомные мобильные и перевозимые станции понадобились вновь. Посмотрим, выйдет ли что-то действительно серийное на этот раз и у кого, или же, как и в прошлые десятилетия, стремление к экономии окажется сильнее.

Автор:
Я. Вяткин, специально для "Военного обозрения"
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 10 май 2019, 09:14

Необычные свойства термоядерной плазмы открыли новосибирские физики
Сибирь / Общество
*** В перспективе это позволит построить менее дорогой термоядерный реактор

Новосибирск. 8 мая. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Института ядерной физики им.Г.И.Будкера открыли новые свойства термоядерной плазмы, создаваемой в открытой магнитной ловушке - прообразе термоядерного реактора, сообщает пресс-служба ИЯФ.

Отмечается, что в магнитной ловушке открытого типа для устойчивой работы необходимо поддерживать параметры вакуума и постоянно откачивать нейтральный и более холодный по сравнению с плазмой газ, причем первоначальные расчеты показывали, что это необходимо делать с очень большой скоростью - миллионы литров в секунду.

Однако в экспериментах на установке ГДЛ (газодинамическая ловушка) специалисты ИЯФ впервые показали, что существующие теоретические расчеты не точны - нейтральный газ в вакуумной системе оказывает меньшее влияние на температуру плазмы, чем предсказывалось, и скорость его откачки может быть уменьшена по сравнению с первоначальной оценкой до ста литров в секунду.

Выяснилось, что плазма при столкновении с нейтральным газом не теряет свои параметры, а выталкивает газ из горячего центра наружу (к стенкам бака) и, тем самым, отчасти сама поддерживает свои параметры.

На данный момент в ИЯФ разрабатывается собственная, более полная, теория взаимодействия плазмы с нейтральным газом.

Результаты эксперимента не только изменят теоретические представления о влиянии нейтрального газа на плазму, но и в будущем помогут упростить и удешевить конструкцию проекта ИЯФ - ГДМЛ (Газодинамическая многопробочная ловушка, инфраструктурный комплекс разработки новых технологий удержания термоядерной плазмы).

"Главной задачей исследований ИЯФ по удержанию плазмы является физическое обоснование термоядерного реактора на основе магнитной ловушки открытого типа, способного работать с топливами, не содержащими радиоактивный тритий", - говорится в сообщении.

Использовать для удержания плазмы открытые, то есть незамкнутые магнитные ловушки для плазмы при проведении управляемой термоядерной реакции предложил еще в 1950-е гг. основатель ИЯФ Гирш Будкер. Устройство получило название "пробкотрон Будкера" - технически более простой и надежный способ по сравнению с традиционным, так называемым "токамаком".
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 14 май 2019, 22:34

Спуск на воду универсального атомного ледокола "Урал" проекта 22220 состоится на Балтийском заводе в Петербурге 25 мая. Об этом сообщает пресс-служба предприятия.

Третий атомный ледокол "Урал" проекта 22220 спустят на воду 25 мая
Изображение

25 мая 2019 года на Балтийском заводе состоится спуск на воду второго серийного атомного ледокола "Урал" проекта 22220 - говорится в сообщении.

Универсальный атомный ледокол "Урал" является вторым серийным и третьим ледоколом проекта 22220, строящимся для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 25 июля 2016 года после головного "Арктика" и первого серийного "Сибирь", которые уже достраиваются на плаву и будут введены в эксплуатацию в 2019 и 2020 годах соответственно.

Главная энергетическая установка ледоколов включает в себя два реактора "Ритм-200" тепловой мощностью 175 МВт каждый. Основное ее преимущество перед другими аналогичными установками заключается в компактности и экономичности, а также энергоэффективной интегральной компоновке, позволяющей преодолевать лед толщиной до 3-х метров без потери хода.

Особенностью ледоколов проекта 22220 является использование переменной осадки при помощи балластных цистерн. Двухосадочные корабли могут работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах рек. Согласно проектным данным, новые ледоколы станут самыми большими и мощными в мире.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 30 июн 2019, 13:52

Работы группы ученых из отдела физики металлов Научно-исследовательского физико-технического института ННГУ им. Н.И. Лобачевского (НИФТИ ННГУ) доказали, что за счет оптимизации структуры возможно существенное повышение характеристик титановых сплавов для атомной промышленности без дополнительного легирования дорогостоящими компонентами – металлами платиновой группы или редкоземельными элементами.

Полученные данные опубликованы в нескольких статьях в журнале Journal of Alloys and Compounds. Результаты апробации технологии высокоскоростной диффузионной сварки титановых сплавов опубликованы в качестве отдельной главы в коллективной монографии Spark Plasma Sintering of Materials, опубликованной в издательстве Springer Nature.

С 2010 по 2015 годы данные работы проводились в НИФТИ ННГУ при финансировании и участии АО «ОКБМ Африкантов», а в 2016 г. эти работы были поддержаны грантом Российского научного фонда. Эти работы возглавил приглашенный ведущий научный сотрудник Владимир Копылов (ФТИ НАН Беларуси, г. Минск), с которым отдел физики металлов НИФТИ ННГУ связывает давнее плодотворное сотрудничество. Владимир Копылов совместно с профессором Владимиром Сегалом являются разработчиками технологии равноканально-углового прессования (РКУП), суть которой состоит в продавливании металлической заготовки через два канала круглого или квадратного сечения, соединенных друг с другом под заданным углом (как правило 90о).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
История науки: поленница для мирного атома
Физика
«Для получения образцов титановых сплавов использовали современное оборудование, позволяющее проводить сложную многоступенчатую деформационную обработку, ротационно-ковочную машину R5-4-21 HIP (Германия) и итальянский гидравлический пресс Ficep HF400L с усилием до 400 тонн. Это позволило сначала сформировать в титановых сплавах однородную субмикрокристаллическую структуру методом РКУП, а потом изготовить из них титановые прутки длинной более метра», – поясняет в продолжении Юрий Лопатин, заведующий лабораторией технологии металлов НИФТИ ННГУ.

Предложенные подходы продемонстрировали очень высокую эффективность технологий деформационной обработки. Проведенные в АО «ОКБМ Африкантов» стендовые коррозионные испытания показали, что титановые сплавы с оптимизированной структурой обладают уникальными свойствами. В частности, субмикрокристаллические образцы из сплава ПТ-3В продемонстрировали в 4-6 раз более высокую стойкость, а наноструктурированные образцы из сплава ПТ-7М – в 3-5 раз более высокую стойкость к горячесолевой коррозии по сравнению со стандартными образцами из промышленных титановых сплавов.

При этом ученым НИФТИ ННГУ совместно с АО «ОКБМ Африкантов» за счет формирования мелкозернистой структуры удалось одновременно повысить твердость и коррозионно-усталостную прочность сплавов в 1.5-2 раза при сохранении их пластичности на уровне, достаточном для безопасной эксплуатации теплообменных труб.

«Использование таких конструкционных материалов и технологий открывают новые возможности для конструкторов: можно сделать теплообменное оборудование более компактным и легким без снижения надежности, маловосприимчивым к кратковременному закритическому повышению коррозионной агрессивности рабочих сред во время работы», - комментирует заведующий лабораторией Технологии керамик НИФТИ ННГУ Максим Болдин.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 20 дек 2019, 13:06

Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" выдала первый ток на Чукотке
Первая в мире плавучая атомная электростанция "Академик Ломоносов" начала работу на Чукотке и выдала первый ток. Об этом сообщает пресс-служба концерна "Росэнергоатом".

19 декабря 2019 года в городе Певеке (Чукотский автономный округ) плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭ) выдала первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского узла Чукотского автономного округа

- говорится в сообщении.



В пресс-службе пояснили, что в 2020 году ПАТЭС предстоит подключить к тепловым сетям Певека и сдать в промышленную эксплуатацию. В перспективе она должна заменить выводимые из эксплуатации генерирующие мощности Чаун-Билибинского энергоузла - Чаунскую ТЭЦ в г. Певеке и Билибинскую АЭС в г. Билибино.

Напомним, что ПЭБ (плавучий энергоблок) "Академик Ломоносов" прибыл на Чукотку 10 сентября этого года, выйдя из Мурманска 23 августа и преодолел 2640 миль (4888 км) до города Павек Чукотского автономного округа.

Плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" проекта 20870 - головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Одна плавучая атомная теплоэлектростанция может обеспечить электроэнергией город с населением в 100 тысяч человек. На нем установлено два водо-водяных реактора КЛТ-40С с электрической мощностью до 35 мегаватт каждый, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии.

В настоящее время Росатом уже работает над 2-м поколением ПАТЭС – оптимизированным плавучим энергоблоком, который будет меньше и мощнее своего предшественника. Он будет оснащаться 2 реакторами типа РИТМ-200M общей мощностью 100 МВт.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.


Serg12
Status: Не в сети

Сообщение Serg12 » 20 дек 2019, 13:11

Андрей Эдельвейсс писал(а):...Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" выдала первый ток на Чукотке...

Ура! Это очень круто. Строили в европейской части - поставили на Чукотке. Наши показали всем - будет надо - ВЕСЬ север запитаем! :drinks:

Аватара пользователя

Автор темы
Андрей Эдельвейсс
Трактирщик
Сообщения: 8358
Зарегистрирован: 29 май 2015, 19:55
Награды: 5
Откуда: СССР
Род занятий: колымим
:
модератор За активное участие За творческий вклад За лучший совет
Благодарил (а): 1146 раз
Поблагодарили: 2445 раз
Контактная информация:
Status: Не в сети
Honduras

Сообщение Андрей Эдельвейсс » 08 авг 2020, 07:14

Белорусская АЭС в скором времени начнет выдавать электроэнергию, в пятницу началась загрузка ядерного топлива в активную зону реактора первого энергоблока. Об этом сообщает пресс-служба Росатома.




В четверг департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС Белоруссии (Госатомнадзор) выдал разрешение на загрузку топлива в реактор БелАЭС. Загрузка была запланирована на 7 августа, пятницу. В белорусском Минэнерго заявили, что перед этим были подготовлены технологические системы и оборудование, проведены их испытания, персонал станции прошел необходимые тренировки для выполнения операций по загрузке топлива.

Сообщается, что всего в активную зону реактора будут загружены в общей сложности 163 тепловыделяющие сборки. После проведения необходимых технологических операций, которые займут определенное время, будет проведен физический пуск реактора с выводом реакторной установки на минимальный уровень мощности. Впоследствии мощность реактора будет постепенно повышаться.

Энергетический пуск первого энергоблока с включением в энергосистему намечен на четвертый квартал текущего года, а введение в промышленную эксплуатацию энергоблока № 1 запланировано на начало 2021 года. Второй энергоблок должен войти в промышленную эксплуатацию в 2022 году.

БелАЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт находится в Гродненской области в Островце. БелАЭС построена по российскому проекту поколения 3+, полностью соответствующего международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ по безопасности.
Добро всегда накажет Зло, поставит его на колени и жестоко убьет.


Вернуться в «Новости техники»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

 : Отказ от ответственности