Дагестан - 2019. На машине к Каспию и в горы.

Выходы, экспедиции и поездки расcказы о них. Или просто фотоотчёты об интересных местах где побывали.
Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 18 июн 2019, 20:42

Всем привет!
Вернулись из поездки с огромной кучей впечатлений. Рассказывать долго, поэтому попробую писать "по дням", по порядку. Итак...

День первый. Астрахань - Дербент. 830 км.

Вообще, сначала была идея взять автобусный тур. У нас из Астрахани ездят такие каждую неделю, денег просят недорого (от 4500 до 6500 р).
Но тут у сына как раз отпуск, да и мы с Лорой всегда можем урвать пару дней... Так что решили - нафиг автобус с турагентством (они всегда "галопом по европам", да везде бродят толпой... нет, мы так не любим, мы лучше сами!)
Ну... собрались да и поехали!

Изображение

Единственно, за несколько дней поизучали тему: состояние дорог, заправок... По слухам, заправок там просто море (особенно много таких, что маскируются под крупные сети - типа "Ликойл", "Луккойл", "РосЬнефть" и т.п.), но качество бензина вызывает настороженность. Поэтому взяли пару канистр по 20 литров - это не спасёт в полной мере от некачественного топлива, но хотя бы разбавить можно!

Изображение
Кстати на одном из постов дагестанский "коп" увидел у нас в багажнике канистры, подколол: "Что, не доверяете нашему бензину? Ну, правильно, в общем, делаете."

Насчёт экипировки у нас всё хорошо, вы знаете. Ночевать мы планировали в недорогих гостевых домах (первый я даже забронировал через "букинг" ещё до выезда, а дальше - разберёмся на месте). Но на всякий случай взяли и палатку, и спальники. Плитку и газ - тоже. Запас кофе и сахар - это само собой. А вот еду не брали, в надежде отведать дагестанской кухни - и, в общем, тут тоже не ошиблись (почти!)

Изображение Изображение
Правая карта - история моих "местоположений" Google, то есть фактическая картина. Правая - из программы Maps.Me, которую я использую в качестве навигатора.

Вот такой у нас был маршрут на первый день путешествия. Астрахань - Дербент, 830 кэмэ.
Сразу поясню, почему так много (ведь вообще-то от Астрахани до Дербента "всего" 640 км) - а дело в том, что Федеральная автодорога Р-215 имеет, зараза, разрыв на территории Калмыкии. Раньше там было примерно 100 км по барханам и камням, в прошлом году делали, осталось, вроде, не много... Но мы, в общем, решили не рисковать (по крайней мере, в начале пути!), и поехали в объезд - через Калмыцкие степи: Хулхутта, Утта, Яшкуль (это крайняя западная точка на синей линии), далее на Комсомольск и Артезиан.
И сразу скажу, забегая вперёд - мы правильно сделали! (Потом объясню ситуацию)... В общем, лишний крюк почти в 200 км - да, имеет смысл, пока дорогу не закончат. А доделать обещают до конца этого года.



Ну да, извините за тупые и древние шутки. Я в Элисте когда-то давно учился, с тех пор и запомнил это "Хулхута - Утта - Яшкуль"...
А от Яшкуля мы на юг повернули.
Тут ландшафты наши, степные. Мы-то привычные, но если свежим взглядом посмотреть - то, в общем, космические. Марс, пожалуй, выглядел примерно так - до того, как утратил атмосферу совсем...

Изображение

Калмыки, если кто не в курсе - они буддисты. Строят всякие хурулы и прочие бурханы. А мы-то ещё с Байкала научены - как надо бурханить! Поэтому не преминули, ага...

Изображение

Машинка показывала себя с лучшей стороны: всё-таки, атмосферный шестицилиндровый двигун на 2.5 литра, 208 "лошадок", задний привод и "спортивная" подвеска... Плюс круиз-контроль и всякие электронные помощники (ABS, ESP - про них я ещё упомяну потом!)
С таким набором на трассе весьма неплохо обгонять фуры, например... Динамика, разгон за секунды до 160-ти - это здорово.
Единственно, что плохие дороги она не любит... Ну да, не кроссовер и не "жып". Не "Honda CR-V" и даже не "Нива". )))))
А участки дороги попадались хреновые. От того же Комсомольского - и почти до Артезиана. Да, асфальт... но убитый фурами конкретно (а фуры идут потоком!)... Яма на яме. Как после бомбёжки. Сирия какая-то, ей-бо, а не Советская Калмыкия...

Изображение
Зато от Артезиана дальше дорога прекрасная, новая. Ещё не убитая фурами. Пока.
Тут и красивые развязки, и светодиодное освещение на солнечных батареях, и площадки для отдыха с туалетами и мусорниками... Лепота!


Но, так или иначе, добрались мы до Артезиана в скором времени. Это - уже почти граница с Дагестаном. И дороги тут уже хорошие - свежий асфальт. Лети, как птица!
Мы, кстати, едва не "влетели" в объятья калмыцкого поста ДПС. Чудом успели сбросить со 140-ка до просто сорока... Но и то, выслушали нотацию (за тонировку). Впрочем, обошлось без штрафов.

Изображение
Как на вольный Терек, как на грозный Терек... Выгнали казаки сорок тысяч лошадей...

А вот пост на въезде в Дагестан я не фотографировал. И некогда было, и как-то стрёмно... Вроде бы, КТО (контртеррористическая операция) давно завершилась, и в республике мирно... Но на посту полно вооружённых автоматами не то вояк, не то росгвардейцев...
Мужиков вежливо просят пройти из машины на досмотр (женщинам не надо - вот уже признак Кавказа!)
Есть и рамки с металлоискателями, и рентген для багажа... Забавно было, как мы с сыном синхронно выложили из карманов ножики (безобидные складники, но всё же).

Изображение

Из прикольного - вот Люксембург мы проехали. Это между Кочубеем и Бабаюртом местечко такое...
Извините за плохое качество фото - это саранча виновата! Тут саранчи полно, и бьётся она на скорости о лобовое стекло - едешь как под бомбёжкой! И омывайка не успевает очищать...

Изображение

Северная часть Дагестана лежит в Прикаспийской низменности. Как и Астрахань. Поэтому и пейзаж похожий. Не зря в одно время это всё относилось к Астраханской губернии!
А вот южнее - уже горы начинаются. Ещё до Махачкалы, издалека, они виднеются смутной тенью над горизонтом.
И наше сердце бьётся чаще - конечно, там же ГОРЫ!!! Ах, это же любовь наша - горы...

Изображение

А вот на въезде в Махачкалу - горы уже видны хорошо.
Да, нам пришлось на пути "туда" двигаться через столицу республики. Время немножко потеряли в пробках.
А вот слухи о том, что в Дагестане ездят кто как, "без правил" - немного преувеличены. В целом, обычно ездят. Как у нас, пожалуй. Мы же в Астрахани тоже - южные, горячие парни... Короче - нормально в Дагестане на дорогах. Где надо - пропустят, где не надо - подрежут. Но "аварийкой" потом моргнут, извиняясь.

Изображение

В общем, долго ли, коротко ли, а к закату мы прибыли на место... Кстати, Дагестан живёт по московскому времени, но этот часовой пояс не очень здесь подходит. Темнеет рано. После семи вечера уже сумерки - это надо иметь в виду при планировании поездок!

Номер я бронировал через "букинг". База отдыха "Морская волна", если кому интересно.
По архитектуре - старый советский ведомственный санаторий, чуть подновлённый. Двухкомнатный номер с балконом, с видом на море, с кондиционером - обошёлся нам в 1300 на троих. Я считаю, это очень даже по-божески!

Изображение
Это - последнее вечернее фото. Всё, что дальше - это уже рассвет на Каспии. Но, думаю, отличить и так не трудно!

В общем и целом - описание на Букинге на 100% соответствует действительности. Одно только "но", да и то приятное: мы вышли на балкон нашего номера. и испытали шок...
Это же не просто вид на море! Каспий вот он - прямо под окнами! Шуршит себе волной по песочку... Такой кайф!!!

Изображение

И ещё, из забавного - ощущение "дежа-ву"... Мы приехали, и нас встретила гроза над морем (где-то вдалеке, сполохами зарниц).
А ведь точно так нас встречал Байкал! Помните, я писал об этом? Традиция, однако - встречать гостей "спецеффектами"... И, между прочим - это традиция ещё продолжилась потом... Но до того позже дойдём.



А пока - слушаем шелест прибоя на Каспии...
Поужинать - нашли тут же, прямо на пляже. А коньяк у нас с собой был...

Изображение

Дальше я уже забегаю немножко вперёд.
Две крайние фотки = это утро, рассвет (я же рано просыпаюсь, а светает тут как раз в четыре утра)...

Изображение

Собаки, что живут возле пляжа, составили мне компанию для утреннего созерцания.
И мне кажется, что эти кадры - лучшее, что я снял на море.
Но и они не передают тот кайф, который мы получили.

...А кайфа впереди ещё много оказалось! Так что, как говорится, "стэй тюнед!" - потому что "ту би континьюд!"
Отделите себя от персонажа. Помните - это вымышленный герой.
(Из советов начинающему автору)

Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 20 июн 2019, 19:57

Уффф... Как всегда бывает - после "отпуска" выдалась тяжёлая трудовая неделя. Не вздохнуть от накопившихся дел!
Поэтому задерживаюсь с отчётом (после работы прихожу домой, выпиваю чарку - и спать... мозг кипит... А ещё и жара у нас под сорок!)
Но - раз уж обещал отчёт, значит надо делать. Поэтому новые фотки.

День второй. Дербент.

Первую половину второго дня мы посвятили Дербенту. Как-никак, а это древнейший город на территории РФ. Раньше считали ему 5000 лет (!) - даже на пробках шампанского это можно прочитать... Правда, сейчас почему-то пишут 2000 лет. Но это тоже внушает!

Я в тот день встал рано (как обычно), уже в четыре утра фоткал рассвет на Каспии (см. первый пост).
Потом мы с Андрюхой купаться пошли...

Изображение

Пляж здесь песчаный, чистый. Но у берега довольно мелко. Чтобы окунуться - заходить надо далеко. Есть водоросли. Медуз нет.
Каспий очень тёплый и, к сожалению, довольно грязный - цветёт вода, как и у нас.
Купаться можно, конечно, но потом чувствуешь, что от тебя болотом пахнет. Хорошо, что в отеле есть вода и душ.

Изображение

Задерживаться в отеле не стали - быстро собрались, расплатились, и поехали в город. Всё-таки, Дербент однозначно стоит того, чтобы на него потратить день. Хотя бы половину!

Изображение

Начнём с того, что тут два хороших производителя алкоголя! "Дербентский коньячный комбинат"...

Изображение

...и Д.З.И.В. - "Дербентский завод игристых вин".
Мы посетили оба! И везде затарились продукцией. Цены очень гуманные (особенно на ДЗИВе - коньячный всё-таки подороже... но у нас впереди ещё Кизляр, а кизлярские напитки я даже ещё больше уважаю!)
Я брал не много - по коробочке напитков... Но вон те громадные цистерны с шампанским, что на заднем плане - они внушают респект и уважуху!!!

Изображение

После алко-тура скатались к "Домику Петра". Ведь это Государь Император Пётр Алексеевич здешний край к России присоединил... Лично приплыл (мимо Астрахани, между прочим), и проживал в специально для него отрытой простенькой землянке.
Остатки той землянки бережно сохраняются (правда, осталось не очень много!), и памятник на этом месте есть.
Мы, конечно, посетили.

Изображение

А дальше - покатили по узким улочкам Старого Дербента - вверх, в сторону крепости Нарын-Кала, господствующей над городом.
Улочки реально древние! Узкие... И как по ним ездить?

Изображение

Было бы то в России - наверняка бы объявили всё "культурной ценностью", "заповедной зоной"... А тут - реально люди живут, да машины паркуют... проехать, кстати, непросто порой! Или взять хотя бы провода электрические и трубы газовые... Картинку "древности" они портят конкретно. А куда деваться? Говорю же - это не музей, тут люди обычные живут.

Изображение

Мы нашли, где приткнуться, и дальше отправились пешком, знакомиться с древностями.

Изображение

Реально, чувствуется дух времени в этих старых камнях...

Изображение

Тут, кстати, и старейшая на территории РФ и СНГ Джума-Мечеть, построенная в восьмом, кажется веке! (Пятая по счёту каменная мечеть - со времён Пророка Мухаммада!)
Правда, её в 13-м веке землетрясение не пощадило... но отстроили.

Изображение

И главное - во дворе той мечети растут четыре платана, которым больше тысячи лет (реально, это деревья просто офигенные, они и до 2000, и до 2500 лет живут! Есть на свете платаны, которые чуть ли не Гомера с Аристотелем помнить могли бы!)

Изображение

А ещё выше, над городом - находится древняя крепость Нарын-Кала.
Туда туристов возят автобусами. Ну а мы так, сами, диким образом.
150 рублей с носа - билетик. Но не жалко - интересно же взглянуть на древности!
А экспозиция внутри, в музеях, богатая. Есть что посмотреть.

Изображение

Из крепости открывается шикарный вид на город... Кстати, и платаны во дворе мечети видны прекрасно - в левой части кадра, зелёная купа. Ни с чем не спутаешь... И символично вполне - зелёный цвет знамени Пророка, и зелень этих мощных древ...

Изображение

Не могу удержаться - ещё и панораму сюда тисну! Уж очень хорошие виды сверху... И Каспий вдали синеет...

Изображение

Не так много у нас было времени (дорога зовёт, как всегда!) - но пару часов мы посвятили старой крепости...
Бродили по аллеям, поднимались по каменным ступеням...
Не скажу, что тут всё аутентично-древнее - нет. Видно, что крепость подновляю регулярно...

Изображение

Но видно также, что реставрацию делают с любовью, бережно и деликатно.
Вообще, забегая вперёд, скажу - понравилось отношение дагестанцев к своей земле, к своей истории.

Изображение

Не буду устраивать тут филиал Википедии - кому интересно, тот и сам найдёт информацию о том, кто и когда тут жил, с кем воевал...
Признаюсь, для меня самого было открытием, что тут отметились и древние греки (Империя Селевкидов), и древние римляне (военные походы Лукулла и Помпея на Кавказ в 66—65 годах до н. э.)

Изображение

Да взять хотя бы эту дыру в земле! Это ведь не просто так дыра - это темница для пленников, зиндан. (Решётка железная - это уже современный атрибут. Но рядом есть древний камень с дыркой - им и закрывали темницу.

Изображение

Что интересно - доставать пленников оттуда просто не предполагалось. Как погибал очередной - в яму спускали нового. Трупы прежних, говорят, тоже не вынимали наверх. Так и копились кости...

На этой "оптимистической ноте" я пока прервусь. Продолжение завтра.
А пока ещё добавлю карту нашего утреннего маршрута по Дербенту:

Изображение Изображение
На каляки-маляки (светло голубые метания туда-сюда) - внимания не обращайте. Это навигатор с ума сходит от нашего петляния по узким улочкам.
Отделите себя от персонажа. Помните - это вымышленный герой.
(Из советов начинающему автору)

Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 20 июн 2019, 20:15

День второй, продолжение. Дорога в горы.

Изображение

Вот такой маршрут мы наметили на вторую половину дня.
Выехать из Дербента на север, по трассе в сторону Избербаша. Не доезжая его, у Первомайского, повернуть в сторону Сергокалы, в горы. Далее через Леваши в сторону Салты (на последний слог ударение - СалтА'). Правда, в само село Салта мы не планировали заезжать - думали, может быть завтра? В Салте есть известный памятник природы Салтинский подземный водопад (Ссылку даю на чужой блог... Увы, мы на следующий день узнали, что водопад сейчас практически пересох, смотреть там нечего - а ехать туда надо, когда тают горные снега, вот тогда можно водопадом любоваться!)
Кстати, это маленькое село известно в истории ещё важным сражением в годы Кавказской войны (июль-сентябрь 1847 года).
Кому интересно, может про то сражение почитать в Википедии...

https://youtu.be/joy4p5UKw9c

Ну а мы пока едем дальше. Равнинная часть, что тянется вдоль берега Каспия сменилась предгорьями. А мы же бешенные фанаты гор! Нам такие виды в кайф!
Едем, смотрим, иногда останавливаемся - поснимать достопримечательности и красивые виды. Вот, например, такое мы увидели, проезжая село Аялакаб в Левашинском районе:

Изображение

Мы заметили - тут вообще любят строиться на вершинах. Генетическая память? Горцы издавна превращали свои жилища и храмы в неприступные крепости. Да и горы сами по себе - та ещё крепость!
А посмотрите в нижнюю часть кадра! Там, похоже, добывают камень. И не страшно людям там машинки парковать?

Изображение

Кстати, нам дальше немало мест по трассе встретилось, где скалы нависают над дорогой. Видели и осыпи. Вот так едешь по хорошей трассе - и вдруг объезд... А это порода осыпалась, и техника дорожная работает - если завал небольшой, его разгребут. А если серьёзный - просто сделают объезд, перенесут дорожное полотно немножко в сторону. Так и живут...
Нам-то, с непривычки, страшновато было под скалами проезжать (а вдруг обрушится прямо на нас?) - но через пару дней привыкли. Так и местные, наверное... Ну, обрушится когда-нибудь? Вероятность, что на нас - одна на миллион. А если уж так совпадёт - ну, значит, кысмет. Судьба такой!

Изображение

А вот наша судьба - проверено уже многократно! - это путешествие с дождём, да иногда ещё и по бездорожью.
Я ещё утром нашёл в Интернете информацию о гостевом доме "Салта". Созвонился. Забронировал.
Но кто ж знал, что часам в четырём дня пойдёт дождь?
И хозяин гостевого дома нас не предупредил об одной "маловажной" детали - что дорога к гостевому дому, последние пять километров, как с трассы свернёшь - это грунтовка. (Её делают, мы сами видели технику. Но доделают ещё на завтра.... А мы попёрлись!)

Изображение
Мы почти на уровень облаков уже забрались. А дорога всё хуже и хуже!

Когда просто дождь, на хорошей трассе, это не страшно.
А вот когда дождь плюс грунтовка? Плюс горы - скалы и обрывы справа и слева...
Когда дорога просто каменистая - тогда переживаешь больше за то, не пробить бы картер (машина очень низкая, совсем "пузотёрка"!)
А когда камни сменяются размокшей глиной - тогда заднюю ось начинает "вести" (привод-то задний, и дури дофига, в смысле крутящего момента), и есть немалый риск "закопаться" в колее. Благо, водитель наш, не смотря на молодость, довольно опытный (с 18 лет права, с 15 учился кататься на "Ниве"... Ну и электронные помощники здорово помогали, это респект японским инженерам. Но орала система ESP постоянно (это контроль курсовой устойчивости, классная штука, как оказалось).

Изображение
Указатель нашли... А сам гостевой дом? А не видно его!

Короче - доехали! Навигатор показывает - "Вы почти у цели", "Поверните налево". А слева... ну, ладно, не пропасть! Просто крутой спуск, по которому мы вряд ли сможем сползти. И, как назло, связь сотовая кончилась!
Видать, в такие дебри мы забрались, что уже никакой цивилизации. Впрочем - что жаловаться? - сами же этого хотели!
Сына оставили в машине, сами с Лорой натянули куртки (дождь же льёт!), пошли искать дом.
Спустились вниз, а там ручей. И немножко так разливается от дождя. Мы точно не переедем.
А дома гостевого не видно! Правда, стоит машина - кроссовер "Ниссан Кашкай". Но людей нет!
Уже и мысли нехорошие стали закрадываться, фильмы всякие вспомнились, типа "Поворот не туда" - вот, заехали глупые городские туристы в дикую глушь, а там... вурдалаки всякие! Одна надежда на верного друга из Тулы...
► Показать


Изображение
Вон она, внизу - наша "ласточка". Пришлось её оставить в долине у ручья. Не преодолели бы, и вверх не залезли...

Но ладно! Не будем нагнетать! Всё закончилось хорошо. И даже отлично!
Это просто мы, бестолковые, не разглядели домики на скале. И ведь у меня у самого на поясе в чехольчике монокуляр (ну и что, что китайский?) Но ведь не догадался воспользоваться!
А вот хозяин турбазы нас заметил. Вышел на встречу, шапкой махал... Ну и мы его увидели, наконец!
Оказалось, что база спряталась "в складках местности" (да практически домики в скалу врезаны!), их снизу и не видно.
От дороги надо, действительно, спуститься вниз, к ручью. А дальше - через ручей и вверх.
Но понятно, что на нашей машине - не вариант...
Пришлось "ласточку" оставить у ручья.
"Не беспокойтесь, тут не тронет никто." - сказал хозяин. "Да и некому тут..." - подумали мы.

Изображение
Видите красные и жёлтые пятнышки на этом не очень качественном снимке? Ниже и левее середины кадра.
Это дорожная техника, экскаваторы. Реально дорогу делают. Через годик - приедем уже по асфальту.
Вот что значит - вливания из Федерального бюджета!


В общем, хозяин спустился за нами. Не зря у него "Ниссан" внизу ждал - в него мы и покидали свои рюкзаки, погрузились сами, да и поехали вверх.
Правда, этот кроссовер тоже весь подъём не осилил ("По суху - да, в дождь - нет" - сказал хозяин.) Последние метров пятьдесят пришлось карабкаться вверх по тропинке, с рюкзаками на плечах. Но это даже хорошо! Всё-таки, надо ножками путешествовать, чтобы ГОРЫ почувствовать.

Изображение

А наградой за трудности, за тяжёлую дорогу - был уют гостевого дома и радушие хозяина.
Кстати, я уже потом, дома, из Интернета выяснил, что имя хозяина-аварца - أنس - Анас, если по-нашему - в переводе с арабского означает «общительность», «обходительность», «приветливость», «весёлость», «веселье», «радость», «задушевная беседа».
И оказалось, что это имя ему очень подходит.
Скрытый текст
Для просмотра скрытого текста необходимо быть авторизованным пользователем.


Изображение

Ну, короче говоря - после 180 с лишним кэме по непростым горным дорогам, после приключений наших - чудесный вечер у нас получился. За коньячком, вином, местным сыром, да за беседой интересной.
Нам всё понравилось!
Отделите себя от персонажа. Помните - это вымышленный герой.
(Из советов начинающему автору)

Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 22 июн 2019, 19:53

День третий (утро). Прощание с гостевым домом "Салта".

Продолжу. Выспались мы отлично. Хорошо отдохнули, хоть и заползли в кроватки довольно поздно.
Кстати, скажу про домики. Очень комфортные. Чувствуется, хозяин вложился в них с пониманием, с умелыми руками (говорит, что строить нанимал шабашников, но все инженерные решения - он сам).

Изображение

Ещё вечером, когда мы с ним сидели на этой веранде - я думал насчёт того, что вот такая база в горах - отличное решение на случай любого апокалипсиса. Ясно, что бомбить эти горы с применением ЯО никто не станет - смысла нет. К тому же, повторю уже высказанную мысль: горы - это природная крепость. Даже в случае применения ядерной бомбы, допустим, по Махачкале, до горной части Дагестана дойдёт минимум р/активных осадков. Дожди здесь - мы убедились - идут ежедневно. Но локально. Может всё пролиться в долине, а за соседний хребет ничего не перелетит.

Изображение

Да и в случае любого другого сценария БП - будь то война, эпидемия, или глобальный потоп - в горах отсидеться можно.
Я не фотографировал живность, но можете мне на слово поверить - есть и скотина: пяток коров, десяток кур с петухом.
Кстати, интересные факты: коровы в горах отличаются от наших, они заметно мельче размером (ну понятно, по горам лазить таким проще!) Порода чисто мясная, хозяин их не доит, зато мамок сосут телята (классные такие!) И пастух тут без надобности - коровы на свободном выпасе. Приходят раз в сутки - отметиться (и получить вкусняшку - хлеб-соль). Волков в округе нет, максимум - можно встретить шакала, и то редкость. И они коровам не опасны. Вот куница кур таскает - это да, жаловался хозяин.

А так, у этого дядьки всё продумано грамотно. Вода - из горного родника. Он где-то довольно высоко (мы искали, но, ограниченные временем, до него так и не дошли. Но видели трубу, что идёт с горы и наполняет накопительный резервуар в пару-тройку кубов. От него уже вода в домики поступает. Нагрев воды в домиках - электрический бойлер.

Изображение

Электричество есть, три фазы, столбы шагают по горам. Плюс, есть генератор (смотри фото). Запас топлива.
А в домиках - здоровенные баллоны с газом. Короче, нам было на чём пожарить яишенку.
Есть и Интернет! Хотя связь у меня тут "не ловила" - у хозяина на столбе радиомодем, от него кабель в роутер. Мобильной связи нет, зато Wi-Fi работает.
Повторюсь - в таких условиях готовиться к приходу "толстой полярной лисы" - самое милое дело!

Изображение

Веранды-беседки - очень удобные. Я ж писал - просто кайф там сидеть, созерцая горы, с комфортом.
Да, есть вопрос цены. Здесь был у нас самый дорогой ночлег - 3000 рублей. Но это за целый домик. С удобствами (ага, сотвори-ка тут, в горах эти удобства в автономке!) А в домик можно и 10 чел заселить. Это наша проблема, что нас всего трое...

Изображение

Один нюанс - туалет. Вот он, на фотке. Несколько спартанский, я считаю - никаких "посиделок" на стульчаке, всё просто, по-армейски. И правильно. Засиживаться вредно! А некоторые - дай волю! - ещё и книжки там читают, или в Сети сидят...
Зато, что хорошо у местных (впрочем, как и везде на мусульманском юге) - это кувшинчики-кумганы в туалетных комнатах. Очень хорошая практика! Кстати, часто вместе с кумганом используют и некую замену бидэ - прикрученный к бачку гибкий шланг (типа душа).
Сорри, конечно, что тему эту так подробно описываю. Но, считаю, для любого культурного человека (вне зависимости от вероисповедания) - чистота телесная это залог здоровья!

Изображение

Но что я всё о земном? Забейте.
Вы посмотрите, какие горы!!! Красота неописуемая!

Изображение
Вон на фото слева - домики. А справа - дорога, по которой мы приехали. А внизу - ручей. Вот теперь, думаю, понятно, почему мы в дождевой пелене ничего не нашли, и почему на своей машине к домикам не залезли.

Мы всё утро посвятили любованию этими видами и фотографированию окрестностей. Осмотрели фруктовый сад и виноградник.
"Сюда лучше в августе-сентябре приезжать" - сказал Анас. - "Фрукты будут, вино молодое... А самогонный аппарат, да - надо сделать. Буду свой коньяк гнать. Бочку дубовую поставлю - пусть стоит, созревает."
Я ы ответ пообещал, что лет через пять приеду снова - пробовать коньяк. Как раз к тому времени будет выдержка...

Изображение

Вскоре хозяин с нами попрощался. Приехали очередные туристы - на этот раз семья из Питера, с парнишкой лет 12. Они уже не первый раз путешествуют по Дагестану, нравится им тут... Но они не на авто (самолёт до Махачкалы), а по республике - на такси!
С питерцами мы тоже приятно пообщались. Но им в другую сторону - они договорились с хозяином, чтобы он их на своём "Ниссане" свозил в заброшенный аул Гамсутль.
А мы это место, к сожалению, не посетили по ряду причин (главная - не успели бы тогда в следующую намеченную точку... на Гамсутль желательно отдельно выделить целый день, а у нас - жесткий график!)
Поэтому смотрим видео про это опустевшее горное село, балдеем... Когда-нибудь и мы там побываем!

https://youtu.be/pVKOV4lYlRk

А с гостеприимным хозяином мы простились как друзья. Причём, что интересно, он нас совсем одних оставил на свой "базе". Доверяет, значит... Тут, похоже, это в порядке вещей.
"Только калитку закройте на замок - это не от людей, а чтобы коровы не зашли, цветы не топтали. А ключ на гвоздик потом..." - вот так тут!
И вот где-то в два часа дня мы заперли калитку, впряглись в рюкзаки, и потопали вниз, к нашей ласточке (изрядно замызганной грязью после вчерашних приключений)... Наш путь по плану - сначала в легендарный Гуниб, затем в Хунзах, где знаменитый водопад.

Изображение
Красной точкой я отметил гостевой дом, которому и посвящён этот мой пост.
Кстати, вопрос: в каком формате карты удобнее? У меня есть и гугловские, и из приложение "Мапс.Ми"


Изображение

Дальше мы поехали в Гуниб, он тоже отмечен на карте. Дорога туда начинается от Гунибской ГЭС (там же и башня Андалал). Вот она, на фото:

Изображение

Башня Андалал сооружена в честь победы аварцев и всех народов Дагестана в войне с великим иранским завоевателем Надир-Шахом в 1734–1743 годы. Но я так понял, что конкретно эта башня - "новодел", построена уже в наше время. А имя башни - Андалал - это древнее название здешнего региона, центральной горной части Дагестана. Было такое Андалалское вольное общество, не покорившееся Надир-Шаху.
На башне - строки знаменитого дагестанского поэта, аварца Расула Гамзатова. "Молитва горца":

    Покаюсь, если чьих-то слез
    Я стал виной.
    Аминь!
    А кто обиду мне нанес,
    Пусть кается!
    Аминь!

    Да будет в жизни счастлив тот,
    Кто сердцу мил.
    Аминь!
    И счастлив тот, кто в свой черед
    Нас полюбил.
    Аминь!

Сама Гунибская ГЭС, кстати, носит имя поэта.
Отделите себя от персонажа. Помните - это вымышленный герой.
(Из советов начинающему автору)

Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 24 июн 2019, 19:37

День третий, продолжение. Гуниб и дорога в Хунзах. По следам царя Александра.

Итак, наш путь лежал в сторону Гуниба. В прошлом посте я назвал Гуниб местом легендарным, и это так и есть. Ведь Гуниб – это природная крепость, которая стала последним оплотом Имама Шамиля в ходе Кавказской войны. Старый аул, расположенный на вершине, был разрушен при штурме в 1859 году. Современное село возникло в 1862, уже как русское военное укрепление.

Изображение
Вид на Нижний Гуниб. Дорога сюда - бесконечный серпантин.

"Гуниб - гранитная твердыня,
и защищал его Шамиль"
так поется в народной песне.

Вообще, почитать про взятие Гуниба советую всякому – Хотя бы в Википедии.

Причём, хочу подчеркнуть особо: горы Гуниба помнят и мужественное сопротивление мюридов Шамиля, и ратный подвиг русских солдат и полководцев. Это место историческое и святое для всех нас. Благо, 160 лет прошло, и время примирило аварцев и русских.

Изображение
А это и есть ворота Барятинского.

В Гунибе есть крепостные ворота, названия им дал император: нижние велел назвать воротами Барятинского, верхние — Шамилевскими. Да, Александр II тоже бывал в Гунибе. И здесь есть Царская поляна, где 11 сентября 1871 года был дан завтрак для офицеров в честь визита императора. В тот день в Гунибе не нашлось достаточного количества столов и стульев, поэтому на лугу вырыли ровные траншеи и установили в них скамейки. Столами служили борта траншей. В траншеях разместились офицеры Кавказской армии. Место царя было на особом возвышении, куда поставили стол и кресло. Остатки траншей до сей поры (полтора века!) сохраняются в рельефе поляны… (Увы, до Царской поляны мы не добрались, ниже поясню, почему).

Изображение
Однако, нам не очень повезло с погодой. Гуниб нас встретил дождём и низкими тучами.

Панораму Гуниба писал Айвазовский. И я его понимаю… Умел бы я рисовать хоть немножко – тоже захотел бы запечатлеть! (Но умею только фото!))
И Российский самодержец от местных красот тоже остался в полном восторге, назвав гунибские ландшафты «грандиозными картинами».

Ещё, из интересного: совершенно случайно оказалось, что наш маршрут во многом совпадает с путешествием Александра II по здешним местам! (Это потом выяснилось, уже дома, когда мне попалась заметка «По следам императора»
К приезду Государя готовились тщательно. В горах проложили дороги, через реки перебросили новые мосты, а вблизи Гуниба прорубили тоннель прямо в скале. Строился он, в первую очередь, из соображений безопасности — как запасной выход из Гуниба. Кроме того, существовало некое суеверие: царским персонам дважды проходить по одной и той же дороге негоже. Перед тем как войти в тоннель, царская процессия пересела из экипажей на верховых лошадей и по крутому спуску отправилась дальше, к Карадахской теснине. Выйдя из Карадахской теснины, Александр II направился в Хунзах.
К приезду императора вблизи Гуниба был прорублен тоннель в скале. Это был и запасной выход из Гуниба, и своеобразное «потворство» суеверию: царские персоны не должны были проходить дважды проходить по одной и той же дороге….

Но мы на тот момент про "царскую дорогу" и на знали.
И "царскую поляну" увидеть не довелось. Потому что, во-первых, дождь начинался. Небо потемнело, и нормальных фотографий уже нельзя было сделать.
А во-вторых навигатор опять сошёл с ума - "поверните направо... держитесь правее" - говорила нам девушка из коробочки. А поворачивать-то было некуда - узкие улочки, явно пешеходные, ведущие круто вверх... Казалось бы - мы и так уже забрались на высоту, а надо куда-то ещё выше??? (Кстати, Гуниб расположен на высоте 1600 метров!)
Короче, мы поняли, что рискуем не успеть к месту следующего ночлега, если потратим здесь ещё больше времени. Главное - увидели: шикарную панораму окружающих гор!

Изображение
Рекомендую открыть картинку на весь экран. Вся панорама, правда, в стандартный монитор не поместится. Но можно двигать вправо-влево.

Итак, насмотрелись мы на горы Гуниба, но дальше по историческим местам не поехали - время нас подгоняло. До Хунзаха, по идее, не очень далеко - чуть больше шестидесяти километров. Но это "недалеко" по равнинным меркам. А на здешних горных серпантинах - больше часа езды. К тому же, я напомню, мы не только ехали постоянно - мы останавливались фотографировать местные горы и реки...

Изображение

Вот река Каракойсу. Или это уже водохранилище Гунибской ГЭС? На реке ведь нет чёткой границы... А вот цвет воды у всех здешних рек - разный. это объясняется наличием известковых взвесей - вода вымывает горные породы, они дают свой цвет.

Изображение

Фотографий выкладываю много, уж извините...

Изображение

Просто мне сложно выбрать одну лучшую. Тут горы хорошо получились, а тут река...

Изображение

Дальше... наши приключения продолжились. И я должен признаться, что в некотором смысле, имел место мой персональный косяк. Я же - штурман. Значит, отвечаю за маршрут.
Но тут ещё немножко "подгадил" мой электронный помощник - программа Maps.Me (я предпочитаю её оффлайновые карты, поскольку они прекрасно работают при отсутствии сотовой связи и Интернета, а ещё на них можно найти природные достопримечательности - на Яндекс- и Гугло-картах этого нет!)

Изображение Изображение

И вот тут программа меня подвела... Хотя в настройках стоит галочка "Избегать грунтовые дороги", нафигатор мне предложил маршрут, как на левом скриншоте. Повинуясь ему, мы от Гунибской ГЭС повернули налево. снова в горы.

Изображение
Вот с той стороны мы приехали, от Гуниба... Там идёт дождь.

Но буквально через сотню метров хороший асфальт закончился. Дорога превратилась... ну, не совсем в грунтовке - здесь не грунт, здесь камень. Вроде щебня...
Местами из под него проглядывали куски асфальта - древнего, проложенного, наверное, ещё при Брежневе. А по сторонам дороги заметны были нередкие осыпи.
Сложив одно и другое, мы догадались: эту дорогу "отреставрировали" таким вот образом - разровняли всё, что насыпалось со склонов, да раскатали, чтобы было ровнее.
Ехать, в принципе, можно. Но не быстро!
Снова напомню - дорожный просвет у нашей "ласточки" всего 11 см. Не дай Ктулху поймать на скорости хороший камень! Пробить картер здесь, в горах... И бегать потом за эвакуатором? Ну уж нафиг, дорогие товарищи!!!

Изображение

Я признал свою ошибку - да, надо было ехать другой дорогой, через Гергебиль. Но... вы не знаете моего сына! Упрямством он пошёл не в меня, а в родню по материнской линии (проще говоря - упёртый, как татарин!) И на моё предложение - развернуться, пока не сильно далеко отъехали от ГЭС - он молча вцепился в рулевое колесо и попёр вперёд. И вверх. По щебню, петляющему серпантином. (Позже, может быть, дойдут у меня руки до видео с регистратора из этой поездки. Там много интересного. Но надо кучу времени, чтобы это всё обработать!)

Изображение

А пока - вспоминаю, как мы ползли вверх - на грани ужаса и восторга. Восторга - от красоты пейзажей. И ужаса - от мысли, что можем здесь что-то поломать. И встать...
Правда, всё не так страшно, на самом деле. При необходимости мы могли бы и заночевать прямо здесь, под любым кустом. Палатка, спальники, вода, кофе и газовая плитка - всё при нас. (И даже коньяк!)
И хороший набор автомобильных инструментов (даже два, на все случаи жизни).
Наконец, благодаря программе Maps.Me (которая и завела нас сюда!) - я знал, что по пути нам встретится детский оздоровительный лагерь (вон те яркие домики на фото - это он и есть). так что, случись что, можно было бы и там поискать приют.

Изображение

Ешё, добавлю - хотя эта дорога оказалась очень "непроезжей", всё-таки некоторое движение здесь наблюдалось. Пару раз нам на встречу проезжали "Приоры" (ну куда же без них в здешних краях!), пару раз мы обгоняли "Камазы" и "ЗиЛы", гружёные щебнем.
У нас уже вошло в привычку - при встрече на горных дорогах "здороваться" с другими водителями. Или аварийкой моргнуть, или нажать на клаксон, или просто помахать рукой и кивнуть - типа, "Салам алейкум!"
В городе, где машин вокруг тысячи - такое и на ум никому не придёт (некоторым даже лень поворотник включить, хотя ПДД требует)... А вот на горной дороге отношения другие. Тут "поздороваться" - нормально.
И поэтому, в общем, мы понимали - случись что, мы не одни. Не пропадём.

Изображение

Наконец, мы достигли перевала. Стало ясно, что дальше дорога будет идти вниз. И судя по карте - впереди уже довольно скоро должны появиться населённые земли.
А мы же помним ещё по Байкалу - что нужно сделать, если хочешь доехать нормально до цели? Правильно! На перевалах, в урочищах, везде, где местность меняется, где одна долина переходит в другую - надо обязательно спешиться и побурханить. Надо высказать уважение духам этой местности! Ну вот... Тем более, что мы сами от коньяка никогда не отказывается. И "у нас с собой было".
Так что поездка наша и в тот день завершилась хорошо - тьфу-тьфу!
Никаких пробитых картеров и погнутых рычагов подвески. Никаких спущенных колёс и оторванных бамперов.
А всё потому, что мы знаем "Правила Бурхана". Теперь знаете и вы!

P.S.
► Показать
Отделите себя от персонажа. Помните - это вымышленный герой.
(Из советов начинающему автору)

Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 29 июн 2019, 17:52

День третий, окончание. Карадахская теснина. Хунзах.

Пора бы уже закончить, наконец, описание этого - очень насыщенного! - дня...
Как я уже писал выше, мы чуток ошиблись дорогой от Гуниба в Хунзах". Дорога, отмеченная на картах как "Гунибское шоссе", трасса Р277 - оказалась щебёночной, на всём участке от Гунибской ГЭС до Карадаха. И ползли мы эти 20 километров едва ли не час, брюхом по камням...
(Смотри пост выше - я его конкретно дополнил историей этого дня.)
Но нет худа без добра!
Ведь столько красот мы увидели по дороге, столько шикарных пейзажей!

Изображение
Ах, если бы провода не портили кадр!

Изображение
Повторюсь - здесь любят селиться повыше. Генетическая память...

Изображение
Ну чем не гора Рашмор в Южной Дакоте? Та самая, где в камне высечены президенты США? Смотрите - вот тот тоже можно было бы увековечить наших... Только непонятно, кого - Ленина со Сталиным, или Путина с Медведевым и Матвиенко впридачу... Не, чур меня, чур!

А в итоге эта плохая дорога привела нас к природному памятнику - Карадахской теснине. Поехали бы другим путём - не побывали бы здесь. (Да и не факт, что та. другая дорога, лучше!)

Изображение

Я в предыдущем посте писал про путь Алекасндра II из Гуниба в Хунзах... Вот через эту теснину он ехал.
...Перед тем как войти в тоннель, царская процессия пересела из экипажей на верховых лошадей и по крутому спуску отправилась дальше, к Карадахской теснине. Выйдя из Карадахской теснины, Александр II направился в Хунзах.

То есть, царь-то напрямую, на лошадках двигался сюда. Ну а мы - на "ласточке", кружной дорогой.

Изображение
Кстати, вот никто мне не сказал, когда фотографировал, что у меня футболка так некрасиво оттопыривается на всех снимках!
А там, на поясе, просто чехол с монокуляром. Но выглядит ужасно, как по мне...


Своими фотографиями и особенно видео - я тоже недоволен... Вроде и неплохо снимал телефон, но... То света мало, то просто не получается передать масштабы гор. Вдобавок, телефон у меня жутко перегревался и порой просто выключался при съёмке. Ну не любит нежная техника горные перепады высот! (Ведь на Таганае такая же беда была, хоть и телефон был другой.)

https://youtu.be/t9ebdb4ibLM

Вообще, я чувствую, что в такие места надо приезжать на весь день, чтобы ловить момент. Например, когда свет определённым образом падает на скалы... Только так можно сделать по-настоящему удачный кадр.
А мы же - как всегда, "быстрей-быстрей"... Тем более, день уже к вечеру клонился, закат скоро. А нам ещё ехать, где-то искать ночлег.
Поэтому - что смогли, то и сняли.

Изображение
Ёлки, растущие прямо из скал...

Изображение
Да себя любимых усталых и замученных дорогой...
► Показать

Зато почти сразу после этого памятника природы мы вышли на хорошую асфальтовую трассу. И привела она нас к реке Аварское Койсу, и некоторое время следовала изгибам этой реки, одаривая нас шикарными видами.

Изображение
Потрясающий цвет воды - опаловый.

Изображение
Разумеется, мы остановились , чтобы сфотографировать это место.

Изображение
Роскошная панорама. Красивые горы, пещера, река... Дорожники сохранили даже скалу на повороте. Что сказать - респект!

А дальше, перед поворотом на Хунзах, у нас произошла интересная встреча.
Уберу под спойлер, и так слишком много текста.
► Показать

Так вот...
► Показать

Итак, двинули в последний рывок, на Хунзах. Опять по горным серпантинам - и ощутимо вверх, потому что порой даже ухи закладывало. Такие тут перепады высот.
Но хоть дорога была отличная. И в очередной раз наша "ласточка" показала, что вот это - её стихия. Пусть даже крутые подъёмы и спуски, пусть серпантины с резкими поворотами! Повороты она проходит играючи, практически не сбавляя скорости. Как говорит Андрей - "облизывает повороты". Вот такая управляемость - как раз благодаря низкой посадке и заднему приводу. Ну и мощному мотору конечно.

Так и домчались до Хунзаха. Но время, время... уже темнеть начинало. (Ну это уже привычка, так приезжать).
А у нас-то с жильём вопрос не решён! И, вот засада, в Интернете никаких данных о местных гостевых домах. Пусто!
И что? Не ставить же нам палатку прямо посреди села?
Но нет, не может быть такого - должно найтись жильё для бродяг!
И оно, конечно, нашлось.
► Показать

Уф... многовато получается, да?
А мне же ещё хотелось написать про то, как мы пили коньяк (да, опять!) с хозяином дома в Хунзахе. Как приятно общались...
Но, пожалуй, это уже в следующей части рассказа.
И про Бэлу обязательно ещё напишу! Тем более, что чуду она для нас всё-таки приготовила. Но - уже утром.
А пока - ставлю точку.

Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 30 июн 2019, 08:45

День четвёртый. Хунзах, утро. Водопад Тобот и каньон Цолотль.

Прежде, чем продолжить, напишу ещё пару слов про вечер прошлого дня.
► Показать

Изображение
Вот этот куст - весь! - это розы. Они ещё не совсем распустились, но цветов очень много!

А для Ларисы самым важным и замечательным оказался дворик с садом. Она же любит цветы. А тут цветов было – просто море! Причём, что забавно, огород был устроен не так как у нас – тут цветы, тут грядки… Нет! У нашего хозяина всё как-то вперемешку – и цветы, и и редиска, и несколько грядок с картошкой… Деревья плодовые тоже. Только, если внизу, в равнинной части, уже вовсю продавали у дорог вишню-черешню да абрикосы – здесь, в горах, всё ещё только поспевало. Да и прохладнее тут было, особенно к вечеру. Оно и понятно – горы!
«Не замёрзнете?» - спросил хозяин. – «У нас тут почти 2000 метров высота. Ночами прохладно. Зато воздух какой, горный, целебный!»

Однако! А я и не заметил, что мы так высоко забрались. В Гунибе было 1500… Но мы оттуда ещё и в долины спускались, потом опять лезли наверх. Говорил же – уши закладывало на подъёмах…

Изображение
Кроме цветов в саду, ещё полно цветов в доме. Если присмотритесь - увидите.

► Показать

Спалось нам – на высоте, в горном воздухе – просто отлично!
Утром сварили кофе, созвонились с Бэлой – она нам ещё вчера оставила визитку с номером, обещала утром приготовить чуду. И мало того, что приготовила – так ещё передала Ларисе некоторые секреты своей кухни – включая пакетик со специально обжаренными зёрнами пшеницы. Там, оказывается, есть свой секрет: чуду (лепёшки) жарятся на сухой сковороде, уже после смазываются сливочным маслом… И обязательно надо для вкуса посыпать потом готовые лепёшки этой мукой: из обжаренных зёрен пшеницы, смолотых на древней дагестанской мельнице на обычной кофемолке!
Поле завтрака, попрощавшись с Бэлой и расплатившись с Муху (500 рублей, Карл!), мы сели в «ласточку» и двинули в сторону водопада Тобот – ради которого, в общем, и ехали сюда, в Хунзах.
Водопад красив! И ущелье, каньон Цолотль, что берет начало от водопада – тоже очень красивое.
Дальше умолкаю – вместо тысячи слов лучше увидеть своими глазами.

Изображение

Далее буду цитировать материал с сайта "Это Кавказ":
Главное украшение района — каньон Цолотль, буквально раскалывающий Хунзахское плато. В него низвергаются два водопада, образуемые реками Тобот и Итлятляр. Мощность и цвет водных потоков меняются в зависимости от времени года и погоды. Максимально наполненными они бывают летом, когда тают ледники в горах, а в верховьях рек идут ливни.


Изображение

Если встать на краю каньона, перед вами откроется захватывающий вид на окрестные горы. Ты словно стоишь на вершине мира. Чувство усиливается, когда снизу — из скал — мимо тебя в небо взмывают огромные орлы с трехметровым размахом крыльев.


Подробно на сайте Это Кавказ:
https://etokavkaz.ru/nestandartnyi-mars ... a-khunzakh

Изображение
Река Тобот промыла глубокий каньон на Хунзазском плато.

Изображение
Тут даже не один водопад, а как минимум три. Но вот этот - совсем слабый сейчас, еле разглядишь... Маловодный сезон сейчас.

Изображение
А вот этот уже серьёзней. Есть и третий - но там просто вода сочится по камням, его почти не видно в тени.

Изображение
Вдали, за нами - Хунзахская крепость, построенная в годы Кавказской войны в XIX веке.

Изображение
Кажется странным, что нет никаких ограждений и предупреждающих знаков...

Изображение
Говорят, года не проходит без того, чтобы какой-нибудь неловкий турист на свалился с обрыва. Селфи - зло!

https://youtu.be/gBQAT91P4t4

Продолжение следует!
Отделите себя от персонажа. Помните - это вымышленный герой.
(Из советов начинающему автору)

Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 13 июл 2019, 11:07

День четвёртый, продолжение. Мы покидаем Хунзах.
Проезжаем Ирганайское водохранилище, Гимринский тоннель.


В общем, древнее (2400 лет!), но вполне себе живое селение Хунзах - бывшая столица Аварского ханства - оставило по себе самые приятные впечатления. И места красивые, и дороги хорошие, и люди замечательные нам встретились.
Но дорога нас звала дальше, следующей нашей целью был посёлок Дубки.

Изображение

Но по дороге нам ещё должны были встретиться разные примечательные и красивые места - я, как штурман экспедиции, заранее строил маршрут так, чтобы побольше всего увидеть!

Изображение
Река Аварское Койсу, вдоль которой мы уже ехали прошлым днём, запружена плотиной Ирганайской ГЭС.

Вы могли уже заметить, я уже упоминал гидроэлектростанции - Гунибскую ГЭС, например. Вообще, с гидроэнергетикой в Дагестане хорошо. Википедия пишет:
Высокогорные реки региона обладают существенным гидроэлектрическим потенциалом, оцениваемым до 55 млрд кВт·ч в год. На 2010 год выработка действующими станциями составила около 5,1 млрд кВт·ч особенно ценной пиковой электроэнергии в год:
Чиркейская ГЭС мощностью 1000 МВт
Ирганайская ГЭС — 400 МВт
Миатлинская ГЭС — 220 МВт
Чирюртские ГЭС суммарной мощностью 125 МВт
Гергебильская ГЭС — 17,8 МВт
Гунибская ГЭС — 15 МВт
а также несколько малых ГЭС

К сожалению, у нас не было возможности взять экскурсию хотя бы по одной из гидроэлектростанций. И время подгоняло, и объекты всё это "режимные" - кругом колючка, заборы, а кое-где и скучающие военные... причём, где-то нам и бронетехника встречалась даже. Кажется, БТР-80 и относительно новые "Тигры".
В общем, не располагала ситуация к близкому знакомству с охраняемыми объектами.
:-D

Зато! Мы не миновали Гимринский тоннель - тоже, между прочим, важный и охраняемый объект!


Гимринский автодорожный тоннель - самый длинный автодорожный тоннель на территории России. Расположен в Дагестане; соединяя Буйнакск и село Гимры, тоннель обеспечивает наиболее короткую и не зависящую от погодных условий транспортную связь строительства Ирганайской ГЭС, а также 9 районов горного Дагестана с железной дорогой и центром республики. Длина — 4303 м. Пропускная способность Гимринского тоннеля — 4 тысячи автомобилей в час. Ширина проезжей части — 7 метров, высота габарита — 5 метров. Тоннель расположен в толще известняков, песчаников, алевролитов и аргиллитов на глубине до 900 м от поверхности.

Строить тоннель начали ещё при СССР, в 1979-83 годах (сначала с севера начали проходку, а в 1983 - с юга тоже).
В 1991-м участки тоннеля соединили, начали "временную эксплуатацию" тоннеля... А потом начались волнения на Кавказе.
В декабре 2007 года, когда в селе Гимры был введён режим контртеррористической операции, тоннель был закрыт для проезда. С середины 2000-х годов велись работы по реконструкции тоннеля.
Окончательно после реконструкции Гимринский автодорожный тоннель был открыт 2 октября 2012 года.
Являясь стратегической дорогой, связывающей Махачкалу с горными районами, Гимринский тоннель пользовался повышенным вниманием террористов. В частности, крупный теракт рядом с тоннелем был предотвращён в октябре 2005 года.

В общем, не зря военные там охраняют.
Но, замечу - никакого досмотра нет, по крайней мере, нас не останавливали.

Продолжение будет! Допишу, как время позволит.
Отделите себя от персонажа. Помните - это вымышленный герой.
(Из советов начинающему автору)

Аватара пользователя

Владимир
Постоялец
Сообщения: 3644
Зарегистрирован: 22 апр 2016, 13:41
Награды: 1
Откуда: Россия
Род занятий: вольнонаёмный
:
модератор
Благодарил (а): 1102 раза
Поблагодарили: 989 раз
Status: Не в сети
Russia

Сообщение Владимир » 13 июл 2019, 16:33

► Показать
Всё может быть и быть всё может
Но лишь того не может быть
Чего быть может быть не может
Хотя и это может быть" (с)

Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 13 июл 2019, 18:36

► Показать
Отделите себя от персонажа. Помните - это вымышленный герой.
(Из советов начинающему автору)

Аватара пользователя

Владимир
Постоялец
Сообщения: 3644
Зарегистрирован: 22 апр 2016, 13:41
Награды: 1
Откуда: Россия
Род занятий: вольнонаёмный
:
модератор
Благодарил (а): 1102 раза
Поблагодарили: 989 раз
Status: Не в сети
Russia

Сообщение Владимир » 14 июл 2019, 15:49

► Показать
Всё может быть и быть всё может
Но лишь того не может быть
Чего быть может быть не может
Хотя и это может быть" (с)

Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 22 июл 2019, 10:34

День четвёртый, продолжение. Дорога в Дубки.
Чиркейское водохранилище, Сулакский каньон.


Изображение

После Гимринского тоннеля нас ждало одно, но ужасное разочарование... Горы кончились!
Нет, правда, как-то даже не по себе от этого стало - как будто потерял что-то очень дорогое. Вот только что мы ехали среди прекрасных, величественных гор. А выехали из тоннеля, проехали немного - и горы остались позади... а впереди привычная (по Прикаспийской низменности), приевшаяся плоская равнина. Очень печально!

Изображение
Горы остались позади, вдалеке. Оттуда мы едем...

Но, к счастью, дорога нас вела дальше, к новым красивым пейзажам.

Изображение
Чиркейское водохранилище.

Изображение
Вот такая панорама там... Видно, что воды мало - берега оголены.
Чиркейское водохранилище образовано на реке Сулак в результате строительства Чиркейской ГЭС. Это крупнейшее водохранилище Северного Кавказа. Высота над уровнем моря — 335 м. Площадь водной поверхности 42,4 км². Наибольшая глубина — 220 м. Береговая линия длиной около 86 км сильно изрезана. Ширина водохранилища превышает 5 км. Строительство плотины Чиркейской ГЭС было начато в 1970 году, заполнение водохранилища закончено в 1974 году.

Так говорит Википедия.
А мы сюда приехали в засушливый сезон, как вы уже знаете. Так что уровень воды в водохранилище довольно низкий, вода далеко отступила от берегов. Но всё равно, картинка впечатляет! Умели же строить в Советское время!

Изображение
Как обычно, на просторе ветрено. Как всегда, Лариса переживает за причёску!

Надо понимать, что водохранилище сделано не ради красивого цвета воды - оно питает Чиркейскую ГЭС.
Чирке́йская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Сулак у посёлка Дубки, в Буйнакском районе Дагестана. Самая мощная гидроэлектростанция на Северном Кавказе. Имеет вторую по высоте плотину в России и самую высокую в стране арочную плотину. Входит в Сулакский каскад ГЭС, являясь его верхней, регулирующей весь каскад ступенью. Чиркейская ГЭС (за исключением Тишиклинской дамбы) входит в состав Дагестанского филиала ПАО «РусГидро».
Чиркейская ГЭС является крупнейшей гидроэлектростанцией Северного Кавказа. Имея высокие маневренные возможности, она является основной регулирующей станцией в Объединённой энергосистеме Юга России, работая в пиковой части графика нагрузок.

Ну и снова скажу (с восхищением!) - умели в СССР делать могучие проекты!
Вдумайтесь: Впервые полевые изыскания и проектные проработки по гидроэнергетическому использованию реки Сулак были проведены в 1928—1930 годах Ленинградским отделением Энергостроя.
Значит, Союз только-только начинал индустриализацию - и уже коммунисты думали о том, чтобы привести в эти (тогда совсем дикие) края электричество...
Ну а строить ГЭС начали в июне 1963 года.
Перекрытие реки Сулак было произведено 29 октября 1967 года при помощи направленного взрыва. Заряд взрывчатых веществ весом 37 т был размещён в трёх штольнях. Взрывом было обрушено более 65 тыс. м³ породы, образовалась перемычка высотой более 20 м.
Первый бетон в основание плотины был уложен 28 февраля 1970 года. А уже 14 мая 1970 года строящаяся ГЭС оказалась в зоне воздействия сильного (магнитуда 6,6, сила толчков 8—9 баллов) Дагестанского землетрясения.
Землетрясение вызвало ряд обвалов и оползней в ущелье выше по течению, наиболее крупные из которых располагались в 3-х, 4-х и 10 километрах от створа ГЭС и имели объёмы 0,8, 1,5 и около 10 млн м³ соответственно. Оползни на некоторое время перекрыли русло реки, после чего были размыты переливом воды через гребень. Однако перемычка котлована ГЭС удержала волну прорыва, а строительный тоннель справился с пропуском повышенных расходов.

И всё-таки они её построили ("проклятые большевики", да?)...
В ходе строительства Чиркейской ГЭС было произведено 2,686 млн м³ земельно-скальных работ (в том числе 2,143 млн м³ выемки скального грунта), уложено 1,491 млн м³ бетона и железобетона, смонтировано 9,8 тыс. т металлоконструкций и механизмов.
Первый гидроагрегат Чиркейской ГЭС был пущен 22 декабря 1974 года, на промежуточной отметке водохранилища и плотине, возведённой до высоты 185 м. Второй и третий гидроагрегаты были пущены 28 сентября и 30 декабря 1975 года соответственно. Последний, четвертый гидроагрегат был введён в постоянную эксплуатацию 30 июня 1976 года. Официально строительство Чиркейской ГЭС было завершено 9 февраля 1981 года с подписанием акта приёмки гидроузла в промышленную эксплуатацию.

Сами-то мы только мимо проехали, со стороны посмотрели на сооружение - опять же, на экскурсию по ГЭС надо заранее записываться...
Но вот хотя бы добавлю видео. Не моё! С Ютьюба, с канала РусГидро

https://youtu.be/hdpphHOF8YQ

От водохранилища дорога снова круто в гору пошла - к посёлку Дубки, где мы планировали остановиться на эту ночь.
Посёлок этот построили вместе с Чиркейской ГЭС, и жили там гидростроители. Русские в большинстве. Ну а потом... по переписи 2010 года русских осталось 248 чел. (4,8 %)... остальные уехали.

Изображение

Тем не менее, центр посёлка выглядит как этакая "капсула времени" - как будто часы здесь остановились, и на календаре всё ещё какой-нибудь 1980-й год...
Памятник Ленину на центральной площади, рядом школа, райком, собес и универмаг...
И аккурат за спиной Ильича - бывший детский оздоровительный комплекс "Чайка", который сейчас пытается выживать, сдавая номера туристам. Туда мы и направились. Но рассказывать про "Чайку" особо нечего - гостиницу в райцентре все себе представляют? Ну, вот оно и есть. Денег с нас троих взяли 1500 рублей за ночь, что втрое дороже по сравнению с домом Муху в Хунзахе. А условия, кстати, намного хуже... Так вот.
Но мы же не ради посёлка Дубки и этой "Чайки" сюда ехали! Мы же хотели Сулакский каньон увидеть... И вот он!

Изображение
Вон там, вдали, виден краешек водохранилища. Там - ГЭС, там уровень воды выше.

Изображение
А тут простор невероятный! И Сулак далеко внизу!

Изображение
Кстати, как и возле водопада Тобот в Хунзахе - здесь нет никаких ограждений... Нет оборудованных площадок. Более того - почти на краю обрыва притулились постройки типа коровников (или, скорее, для мелкой скотины) - и запах соответствующий. Хватает и мусора.

Изображение

Увы, но не слишком ценят местные жители красоту, с которой рядом живут.
А могли бы для туристов места оборудовать, сервис какой-никакой... Ну, наверное, это всё ещё впереди. Вообще, заметно, что туристический интерес к Дагестану в последнее время возрос. Так что наверняка - всё ещё будет. И ограждения, и напитки, и подъёмник... Когда-нибудь.
Мы-то обязательно туда ещё раз поедем! Может и застанем изменения.

Изображение

Но, не смотря на "капсулу времени" в виде ПГТ Дубки, на мусор и овечьи кошары на краю обрыва, на захудалую гостиничку почти без мебели (и без воды! как оказалось, вода в посёлке строго по графику, два раза в сутки, утром и вечером!) - так вот, не взирая на все эти мелкие "нюансы", мы ни грамма не жалеем, что сюда забрались.

Изображение

...Потому что где ещё увидишь такую красоту?

Изображение

Единственно, что в следующий раз, когда мы сюда приедем, мы уже в посёлке останавливаться не будем.
Собственно, и тогда нам надо было остановиться чуть подальше, за посёлком. Там есть дубовая роща, есть родник и ручей. Иы уже наутро, уезжая, проехали это место. Увидели стоянку с машинами и палаточный лагерь... А у нас ведь и палатка была с собой!
Мы рассматривали вариант - встать с палаткой. Но кое-кто захотел переночевать в нормальной постели и помыться (ха-ха! удалось это только наутро! вода-то по графику!)))
Ну да ладно.
Про Дубки я ещё немножко расскажу в следующей части!
Отделите себя от персонажа. Помните - это вымышленный герой.
(Из советов начинающему автору)

Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 24 июл 2019, 09:06

Интерлюдия.
Ещё немного про Дубки, про Ленина без ноги, про то, как мы хотели шашлык, но ограничились "куГочкой", и про LED-технологии в религиозных учреждениях.

Ахтунг! Пост выше я сильно дополнил, так что рекомендую сначала отмотать вверх, почитать.

Я уже писал выше, что посёлок Дубки оставил о себе неоднозначное впечатление. «Капсула времени», да…
Пятиэтажные хрушёвки (кажется, больше нигде в Дагестане они нам не встречались), площадь с Лениным…

Изображение

Лариса заметила, что у Ильича – одна нога (если смотреть сзади). Возможно, скульптору не хватило умения – изваять нормальные конечности? Ну и в целом памятник такой, упрощённый, что ли… Грубыми чертами намечены контуры. А может быть, это просто стиль такой. Модернизм? Минимализм?
Ладно, в сторону искусство! У нас были более насущные, прозаичные заботы: чем подкрепиться? Лепёшками-чуду мы уже два дня питались. Может быть, отведать шашлыка?
Но… не тут-то было! Мы нашли в посёлке всего два заведения общепита – столовую (с виду – тоже живое напоминание о временах СССР), и чуть более пафосное заведение типа ресторана. Но ни в столовой, ни в ресторане шашлыка не оказалось! «Закончился, приходите завтра…»
Такой вот парадокс – приехать на Кавказ и обломиться с шашлыком!

Ладно, пошли гулять дальше в поисках пропитания. Вывеска «Жареные курочки» и соответствующий (очень аппетитный!) запах привели нас к обычной пятиэтажке. Пожилая тётушка, узнав, что мы из Астрахани, рассказала, что ей у нас очень понравился кардиологический центр (а он, действительно, считается лучшим на Юге России, и весь Кавказ у нас лечится). Пока общались, и курочка запеклась до золотистой корочки.
- Сколько лука вам положить? Приправу поострее сделать?
- Побольше! И поострее!

Изображение

Кстати, курочка оказалась очень вкусной. А лук… просто обалденный. Мы за него чуть не подрались. Реально, я не понимаю, что можно сделать с обычным луком, чтобы он стал таким «сахарным»… Секрет тётушки из посёлка Дубки мы не раскрыли.
А ещё у нас к ужину было шампанское из Дербента. И редиска из Хунзаха, с огорода Муху (мы не рвали редиску! Он сам угостил!) И помидоры с местного рынка. И какие-то печеньки, купленные ещё раньше, в придорожном магазине. Скроменько так, но, правда, очень вкусно. Мы путешественники не привередливые.

Изображение

Уже наутро мы проверили, что там с ногами у вождя мировой революции? (Вечером спускаться было лень). Оказалось, всё нормально, спереди ног две. Видимо, только с тыла решили сэкономить.
Кстати, на заднем плане, за скульптурой, та самая «Чайка». На одном из этих балкончиков мы и коротали вечерок. Как уже писал – с мебелью в номерах было туго ((три кровати, стол, тумба… и ни одного стула!) – но у нас были пенки, мы на них чудно разместились, попивая кофе-коньячок…

Изображение

...А потом наступила ночь. И посёлок как-то вмиг изменился. Был с виду советский ПГТ с

Изображение

Настало время вечернего намаза, с мечети потянулось над посёлком пение муэдзина… (в колонках, конечно, запись – и не удивлюсь, если не старомодный магнитофон, а цифровой плеер!)
Ну и вдобавок, современные технологии не обошли и саму мечеть. Светодиодная подсветка, плавно меняющая цвет… В общем, даже симпатично. Но вызывает лёгкую улыбку – от странного сочетания архаики и современности.

Продолжение следует! Осталось немножко!
Отделите себя от персонажа. Помните - это вымышленный герой.
(Из советов начинающему автору)

Аватара пользователя

Автор темы
Рыбак
Трактирщик
Сообщения: 4567
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 13:21
Награды: 4
Откуда: Астрахань
Род занятий: Рыболов-писака
:
За активное участие За творческий вклад За лучший совет Мастер
Благодарил (а): 1953 раза
Поблагодарили: 3843 раза
Status: Не в сети
Vietnam

Сообщение Рыбак » 24 июл 2019, 17:41

День пятый. Дубки - Хасавьюрт - Кизляр, далее до Астрахани.

На самом деле, о последнем дне путешествия - мало что интересного можно рассказать. Фоток - и того меньше, причём, вы их уже видели (Кизлярские).
Но рассказать-то всё равно надо.

► Показать


Братцы! Пост в процессе. Завтра допишу (наверное!)
Пока - посмотрите посты выше, я там прилично дописал.
Отделите себя от персонажа. Помните - это вымышленный герой.
(Из советов начинающему автору)


Вернуться в «Отчёты»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя

 : Отказ от ответственности